История и кинематограф

Обсуждение новинок кино и видео, документальное и авторское кино, киноклассика
Аватара пользователя
Tico
капитан
капитан
Сообщения: 1832
Зарегистрирован: 23 мар 2005 11:37
Откуда: капонир #10, Рамат-Давид
Контактная информация:

Сообщение Tico » 21 апр 2006 10:07

Предлагаю кидать сюда разборы творений горе-историков от кино. Ну и первая статья (мой перевод). Её концовка очень хорошо описывает проблематику темы.

Источник - http://hnn.us/articles/printfriendly/2746.html

Джонатан Дрезнер, Насколько близок к реальности "Последний Самурай" Тома Круза?

Джонатан Дрезнер - ассистент-профессор по истории Дальнего Востока в Гавайском Университете. Его исследования сконцентрированы вокруг социальной истории эпохи Мэйдзи (1868-1912). Он также является членом веблога Клиопатрия в группе HNN.

От первых фраз и до последней сцены, "Последний Самурай" представляет собой кошмар для историка. Я, в принципе, и так не ожидал от него ничего хорошего, судя по ранним рецензиям. Это и неудивительно - популярные интерпретации исторических событий традиционно делаются спустя рукава. Но на этот раз получилось ужасно даже по таким низким стандартам. Казалось бы, в Японии 19-ого века случались намного более захватывающие драмы и приключения, но вместо этого мы получили жидкий супчик из "Танцующего с Волками", "Карате-Кида", "Кагемуся" и "Сёгуна".

Краткий пересказ фильма для тех, кто его не видел. Я даже выдам концовку, но это не имеет значения, так как если вы ищете сильных ощущений, этот фильм явно не для вас - в сценарии и персонажах нет ничего удивительного или оригинального. В 1876, Натан Олгрен (Том Круз), жертва полученного в Гражданской Войне пост-травматического синдрома, бывший когда-то капитаном кавалерии при Кастере, нанимается к японскому олигарху Омуре, чтобы тренировать японских рекрутов по западным стандартам в преддверии сгущающихся туч самурайского бунта. Самураи, естественно, противятся модернизации. В одной из ранних схваток он получает ранение, и приходит в себя уже в горной деревне, где и проводит всю зиму и осень, полностью отрезанный от внешнего мира (тут начинается "Танцующий с Волками").

Едва выздоровев, он удивительно быстро овладевает японским языком (а глава мятежников Кацумото говорит на прекрасном английском), и принимает близко к сердцу простоту и внутреннюю чистоту пути самурая (бусидо), а заодно становится экспертом в самурайских боевых искусствах (тут начинается "Карате-Кид"). Олгрен присоединяется к Кацумото и вместе с ним ведёт бунтовщиков против сил Императора, которых тренировал его бывший командир (не Кастер, но похожий по убеждениям и поведению). Несмотря на тактические уловки, возможности мятежников серьёзно ограничены их пристрастием к традиционному оружию и в конце их уничтожают с помощью современной военной техники (это уже "Кагемуся", хотя в ней хотя бы лидеров восстания взяли врасплох и они ужасались при уничтожении своих соратников). Тем не менее, чистота их духа и преданность долгу оказывают сильное впечатление на Императора, который когда-то учился у Кацумото, и он отказывается подписать американо-японский договор о "торговых правах взамен на оружие", автором которого был Омура. Олгрен потом возвращается в деревню Кацумото чтобы жениться на его сестре, Таке, и воспитывать её детей, которые поменяли своё отношение к нему с ненависти (он убил их отца в бою) на искреннюю любовь (любовная линия в "Сёгуне" была настолько же бредова, хотя и по другим причинам).

Честно сказать, некоторые исторические основы у фильма всё-таки есть. В 70-тых годах 19-ого века в Японии царил хаос - начало индустриализации, радикальные социальные и политические перемены, словом, всё то, что мы сегодня называем словом "модернизация". Некоторые самураи противились переменам, которые прямо влияли на их положение - настолько, что взяли в руки оружие и подняли мятеж. Также, исторический прототип Кацумото действительно пытались убить (хотя там естественно не было никаких ниндзя с арбалетами). Западноевропейцы и американцы в 1876 году действительно считали японцев нецивилизованным, низшим народом, уступающим белым людям в культуре, интеллекте и духе. Японское правительство действительно платило иностранным экспертам сногсшибательные зарплаты за обучение и инструктаж во всех областях, от истории и юриспруденции и до военной тактики и техники. Большинство этих западных инструкторов провели в Японии несколько лет и вернулись на родину. Некоторые, однако, настолько влюбились в Японию что остались там и стали настоящими экспертами в японской культуре, и даже одевались и вели себя как японцы. Император Мэйдзи действительно было совсем молод (ему было около 25 лет в то время), и он действитеьно был марионеткой в руках олигархов и советников.

Звуковая дорожка фильма это явный кандидат на "Оскара", хотя её предсказуемая псевдоэкзотичность - деревянная флейта и сямисен на фоне классического музыкального фона - представляет собой неплохую метафору на весь фильм. Костюмы, сеты и сцены, а также военный антураж выполнены точно и фехтование достаточно близко к реальному, если закрыть глаза на фокусы с метанием меча. Даже японский язык был сносен, хотя субтитры - не очень. Консультанты проделали неплохую работу. И лично я доволен, что показали небольшой отрывок из кёген (театра комедии), в его деревенском варианте, в котором принимал участие Кацумото. Богатая японская традиция юмора и сатиры слишком часто теряется в тени более "серьёзных" традиций вроде Дзена, самураев и театра Но.

Игра актёров более-менее компетентна, хотя было несколько действительно интересных исполнений. Одну из лучших ролей в фильме играет Сейзо Фукумото. Фукумото - ветеран в японском кинематографе, со стажем в четыре десятка лет, специализирующийся на фильмах о якудза и самураях. Сам себя он описывает как "кирареяку", актёра, основная роль которого - быть убитым главным героем в финальной сцене. В "Последнем Самурае" он играет "тихого самурая", чья настороженность и подозрительность вызывает раздражение Олгрена, но чьё воинское искусство несомненно. Несмотря на то, что традиционные японские фильмы такого плана менее кровавы, их содержание в общем похоже: исторический фон, искупление честью и драки на мечах. Когда я жил в Японии, моим любимым сериалом был "Мито Комон", история о старом даймё и его самураях, которые скрытно путешествуют, творя добрые дела и воюя со злом и несправедливостью. Жаль, что многие из этих сериалов так и не показывают в США, несмотря на наличие потенциальной аудитории.

Скорее всего случайно, но фильм даже умудрился достоверно показать более глубокий исторический контекст. После десятка лет радикальных социально-экономических перемен, имперское правительство в 1880 инициировало программу моральной, этической и исторической пропаганды, целью которой было придать японцам чувство единства, сфокусированное на личности Императора, с особым упором на его статус "живого бога", прямого наследника создавших Японию языческих богов. Различные аспекты этого новоявленного национализма были позаимствованы из японского конфуцианизма, бусидо и синтоизма, с некоторой долей прусского конституционализма для придания формы и структуры. Эта система преподаваласть массам через наиболее эффективные для этой цели институты того дня - систему образования и армию. Такая форма возврата к традициям и их реинтерпретация оказались в числе решающих факторов, приведших Японию к империалистической экспансии в Азию и на острова Тихого Океана. В свете этих фактов, мне не кажется что концовка "Последнего Самурая" являет собой однозначную победу добра над злом.

Ещё один неожиданно правдивый факт: сацумский мятеж, как и многие другие подобные мятежи, в основе своей имел неспособность самураев представить себе долг, честь и службу без традиционных сопутствующих привилегий. Они также оказались неспособны ощутить себя естественной частью растущей, динамичной нации, а не привелигированным классом с наследственными правами. В этом фильме привязанность к символизму меча идёт, на самом деле, вразрез с исполнением национального долга, и даже вразрез со здравым смыслом. В реальной истории, вера нескольких тысяч самураев в естественно присущее им моральное превосходство как класса, их желание считать службу народу своей особой привилегией, и привязанность к символам прошлого попросту выключило их из политического и технологического развития Японии эры Мэйдзи. Но следует помнить, что сотни тысяч других самураев нашли новую форму и новые цели своему чувству долга - верно служа в национальных и местных органах правления, в полиции и армии, в школах в качестве учителей, отдавая своё время и энергию своему народу в процессе его экономического развития и становления.

Так что же не так с фильмом? В общем, всё остальное, начиная с главных деталей сценария. Япония на самом деле покупала у США использованное военное снаряжение, особенно к концу Гражданской Войны, но к 1870 в Японии уже были приняты другие модели развития вооружённых сил - британская для флота и прусская для армии. Они начали с французской модели, но поменяли модель в 1871, хотя и продолжали использовать французских инструкторов ещё несколько лет. Так что начнём с того, что врядли бы они наняли американца.

К 1876 японская армия уже была призывной, но имела сильное ядро добровольцев, в основном бывших самураев, и чёткую тренировочную программу. Они уже не использовали примитивные ружья с дульным заряжением. Японские простолюдины, показанные в фильме беспомощным сбродом, неспособным стрелять даже если от этого зависит их жизнь, на самом деле были вполне компетентны в использовании военного снаряжения в 1860-тых. Тогда, небольшие смешанные отряды из самураев и простолюдинов, вооружённые современными винтовками, разгромили намного более многочисленные силы сёгуната, которые полагались на традиционные мечи, стрелы и копья. Позже, эти отряды составили основу новой императорской армии Японии. В 1870-тых эта армия записала на свой счёт несколько вылазок, вроде вторжания на Тайвань и поддержку договора Кангва, а также отличилась в подавлении нескольких локальных мятежей, поднятых крестьянами и самураями.



продолжение...

Мятеж, который по сценарию фильма поднял Кацумото, по идее должен соответствовать несколько уменьшенной версии знаменитого Сацумского Мятежа, поднятого в 1877 Сайго Такамори. Очень жаль что создатели фильма отнеслись к этому аспекту крайне несерьёзно, потому что на самом деле это восстание, известное в Японии под названием "юго-восточная война", представляло собой настоящий кризис. Его подавление потребовало от нового правительства мобилизации всех своих ресурсов, включая модернизированный морской транспорт, железнодорожные перевозки, призванные в армию полицейские части, добровольцев из самураев и финансовые резервы. Дефляция Мацукаты в 1880 оказалась необходима отчасти из-за высокой цены, которую пришлось заплатить за подавление мятежа. Мятежники, которые протестовали против потери традиционных привилегий и доменной автономии, были хорошо вооружены, ограбив для этого несколько оружейных складов в начале восстания. Многие их офицеры были тренированы по западным методикам, они имели артиллерию и современное стрелковое оружие. Численно силы императора превосходили мятежников всего лишь вдвое. У конфликта не было долгой и напряжённой прелюдии, как можно подумать посмотрев фильм. Сайго Такамори не был изначально лидером мятежа. Бои продолжались без перерыва с Февраля по Сентябрь, а вовсе не были серией разделённых зимней непогодой стычек. В годы, предшествовавшие 1877, были и другие самурайские мятежи, некоторые из которых действительно напоминали события, происходящие в фильме, в плане масштабности событий и лёгкости подавления. Но ни один из них не вёл бывший имперский советник, каким по сути являлся Сайго. Сацумский Мятеж 1877-ого был последним самурайским восстанием в истории Японии.

Один интересный элемент, который фильм мог бы использовать (но не стал) - это аналогия между племенем американских индейцев и самурайским кланом. Конечно, эти социальные институты сильно отличаются друг от друга, но японские историки уже давно пришли к выводу, что именно межклановая рознь в среде мятежников-самураев привела их к поражению в борьбе против единой национальной партии. Межклановые распри продолжали оказывать влияние на политику Японии даже в 20-ом веке. Но фильм не делает никаких различий между самурайскими кланами и собственно классом самураев. Абсолютное большинство правящей элиты Японии, те самые модернизаторы, показанные в фильме воплощением зла, тоже были самураями (в основном из провинции Сацума), которые добровольно решили сложить с себя аристократические привилегии. Большинство самураев не протестовало, не бунтовало, а зачастую даже облегчённо вздохнуло, получив наконец возможность зарабатывать себе на жизнь так, как сами того пожелают, не завися от мизерной официальной зарплаты.

Наиболее злостным и вызывающим искажением истории в фильме является собственно гипотетический договор "оружие в обмен на торговые привилегии" между Японией и США. Я удивлён, что другие комментаторы не заметили этого. США не нужно было продавать военные технологии Японии в обмен на какие-то торговые привилегии. С 1858 по 1899 торгово-экономические отношения между США и Японией велись согласно Договору о Сотрудничестве и Коммерции (1858), более известному как Договор Гарриса, по имени заключившего его американского посла Таунсенда Гарриса. Этот договор фиксировал японские ввозные пошлины на крайне низком уровне, предоставлял американцам свободу вероисповедания и право быть судимыми американским судом за совершённые на территории Японии преступления. Он был первым в серии "неравноправных договоров", поставивших Японию в подчинённое, униженное положение относительно западных держав. Статус "наиболее предпочтительной нации", полученный США после Канагавского Договора в 1854, был началом процесса: по нему США автоматически получали от Японии точно такие же права и привелегии, которые предоставлялись в договорах всем остальным государствам. Японцы просто не имели права выставлять какие-либо требования или ставить условия в отношениях с другими странами. Они потратили три десятилетия, чтобы доказать державам Запада что они цивилизованная нация, заслуживающая обращения на равных. Отношение американской дипломатии к Японии было тяжеловесным и высокомерным, хотя его и нельзя назвать откровенно грабительским. Тот факт, что единственный достойный упоминания американец в фильме становится самураем, уже сам по себе исторически безграмотен, но не надо же городить откровенный бред.

Есть несколько мелочей, мимо которых я просто не смог пройти:

- На японском языке фильм называется просто "Самурай", а не "Последний Самурай".

- В начале фильма рассказывается о создании островов Японии священным мечом, который был опущен в океан, и с него капала пена. Однако, во всех версиях японского мифа о сотворении рассказывается о создании одного острова из пены, падавшей с наконечника копья, а остальные острова были порождены другими богами. Мечи появились намного позже.

- Император Мэйдзи не говорил по английски, и ни один человек кроме наиболее приближённых советников не мог увидеть его без личного приглашения. Кроме того, он никогда не принимал серьёзных политических решений скоропалительно, под влиянием момента.

- Политику и индустриалисту Омуре трудно найти какой-либо исторический аналог. Возможно, в основу этого образа легла совокупность личных черт Окубо Тосимити, более молодого, радикального и обладавшего экономическими связями Окума Сигэнобу, плюс что-то от одного из основателей Мицубиси, Ивазаки Ятаро. У олигархов-индустриалистов не было допуска к императору, да он и не нужен им был, потому что у них были личные связи с олигархами-самураями (главами крупных самурайских кланов, стоявших за модернизацию - Tico). Более того, имперские советники никогда лично не занимались приёмом на работу иностранных специалистов.

- Большинсто самураев жили в городах и пригородных зонах, хотя некоторые бедные самураи клана Сацума действительно жили в деревне и занимались фермерством. Но даже тогда, никто не жил в горах без самой крайней необходимости.

- Методика "не-сознания" не имеет ничего общего с некой джедайской "Силой", где достаточно очистить сознание от посторонних мыслей и тогда автоматически случится то, что должно случиться. На самом деле, это даоистская концепция, которая стала частью традиции боевых искусств в Китае, а затем и в Японии. Её суть в постоянных упорных тренировках (естественно, намного больше чем 4 месяца в фильме), вплоть до достижения полного автоматизма реакции на любую, самую неожиданную и быстро развивающуюся ситуацию. Корень лёгкости и непринуждённости исполнения лежит в годах постоянного, изнурительного труда. Даже в "Карате-Кид" это было показано относительно правильно.

- Идея о том, что самураи якобы были "защитниками нации" на протяжении чуть ли не тысячи лет, совершенно абсурдна. В начале своей истории самураи были сборщиками налогов и наёмными охранниками для киотских аристократов, но со временем эволюционировали как класс и сами стали аристократами. Только ко времени монгольского вторжения (1274, 1281) их уже можно считать защитниками Японии. Врядли клан Кацумото сущестовал в то время - очень немного кланов выжили на протяжении столетий междоусобиц, и большинство из них были переселены в конце 1500. Клан Симадзу, который правил Сацумой, действительно появился на сцене где-то в 11-ом или 12-ом веке, но Сайго Такамори к нему не принадлежал. Как и у большинства самураев, его семья получила этот статус в 16-ом веке, и вплоть до самого Сайго ничем особым не выделялась.

- Така, отказываясь принять помощь Олгрена в работе по дому, говорит что "японские мужчины этим не занимаются". На самом деле, обычно японские мужчины делали очень много работы по дому - не делали её только самураи. Японцы вообще крайне редко отзывались о себе как о какой-то единой сущности в те годы, особенно в том, что касалось культуры или общества.

- В фильме постоянно показывается как японцы едят рыхлый, пышный белый рис. Однако, только самые богатые японцы могли себе позволить есть его постоянно, а деревенские самураи как правило питались грубой рисовой кашей и другими простыми злаками, лучше растущими в горных районах - либо в виде каши, либо в виде лапши. Кроме того, фильм слишком мимолётно показывает привыкание Олгрена к палочкам для еды, а это сам по себе довольно важный момент культурной акклиматизации в Японии.

- К 1877, очень немногие японцы стали бы бояться самураев - даже такой самурайской деревенщины, из которой и состояла шайка Кацумото. Массово кланяться им японцы тоже не стали бы. Японские горожане задолго до 19-ого века перестали относиться к каждому самураю как к вельможному даймё.

- Даже если учесть ту необыкновенную скорость, с которой Олгрен овладел японским языком и культурными навыками, врядли в глухой деревне он смог бы встретить тот термин, которым японцы обозначают слово "президент", но тем не менее он прекрасно понимает это слово в ходе последующих критических событий.

- Врядли Олгрен чувствовал бы себя комфортно в доспехах, учитвая то, что он впервые надел их в день финальной битвы. Даже будучи в отличной физической форме, и даже учитывая относительную лёгкость японских доспехов, он никогда не смог бы чувствовать себя в них так легко и непринуждённо, как это показано.

- Мотив цветущий сакуры уже настолько избит и изьезжен, что я был крайне удивлён, когда увидел его. А когда он вернулся к моменту смерти Кацумото, я просто не знал, плакать или смеяться. Кстати, в фильме показана вовсе не сакура, а слива.

Имеет ли всё это какое-нибудь значение? Может быть и нет. Может быть, в самом деле не стоит ожидать от индустрии развлечений следования историческим фактам. Но потом мне приходится бороться с последствиями. Со студентами, всерьёз полагающими будто ВСЕ самураи (т.е. все пятьсот, а не реальные два миллиона), были чистыми духом, жившими в горах воинами, а не плохо оплачиваемыми городскими бюрократами. Мне приходится обьяснять, насколько редким было сэппуку (харакири), насколько зыбким было самурайское чувство преданности, обьяснять что японцы никогда не американизировались, и в конце мне приходится надеяться, что мои аккуратные и осторожные реконструкции сделают хоть маленькую трещину в стене цветастых, горластых, давяших на эмоции картинок. Реформация Мэйдзи была одним из наиболее драматичных социально-экономических периодов новейшей истории, и имеет прямую связь со многими важнейшими процессами и поворотными моментами 20-ого века. Вместо этого, "Последний Самурай" - ещё одно препятствие на пути к истине, шаг назад в нашем коллективном стремлении к знаниям.
Доказательства прав на землю нельзя найти в священных книгах. Они находятся в инструкциях к матчасти.

Аватара пользователя
Kirill
капитан
капитан
Сообщения: 2756
Зарегистрирован: 09 июл 2005 07:25
Откуда: Великий Новгород
Контактная информация:

Сообщение Kirill » 21 апр 2006 16:00

Тема настолько актуальная, что даже я не удержался.

Короче, "наш ответ Чемберлену", в смысле американскому профессору-японисту.

Рецензия одного из крупнейших отечественных историков сер. XX в. - акад. М.Н.Тихомирова на первый вариант сценария фильма "Александр Невский"
Тихомиров М. Н. Издевка над историей. Критический разбор первого варианта киносценария 'Александр Невский' // Историк-марксист. М., 1938. N 3.

В журнале 'Знамя' N 12 за 1937 г. напечатан литературный сценарий 'Русь', составленный П. Павленко совместно с режиссером С. М. Эйзенштейном. Главной темой сценария является Ледовое побоище - тема очень интересная и важная в историческом отношении. Ледовое побоище 1242 г. явилось поворотным моментом в борьбе Руси с немецкой агрессией. Поэтому постановку картины на тему о Ледовом побоище надо приветствовать, но, к сожалению, разрешение этой темы в рассматриваемом сценарии приветствовать никак нельзя. Авторы сценария, как мы далее увидим, сделали множество фактических ошибок, непростительных для людей, хотя бы сколько-нибудь знакомых с русской историей, и дали совершенно искаженное представление о Руси XIII в.

Сценарий начинается 'предисловием', в котором его авторы дают общее понятие о разработанной ими теме. Уже это краткое предисловие (полторы страницы) полно множества ошибок. 'В XIII столетии, - пишут авторы сценария, - монголы поработили Русь. Ее северо-запад, Новгород остался последним углом свободной Руси. Сюда отовсюду собирались русские патриоты, здесь накапливались силы для будущего освобождения'.

Таким образом, авторы выдвигают новую концепцию, по их мнению, центром движения за освобождение от татарского ига являлся Новгород. Но такая концепция противоречит всему историческому процессу. Борьба против татар велась не Новгородом, а северо-восточной Русью во главе с Москвой. Это поняли и авторы сценария, выдвинув в конце его (стр. 136) воспоминания о Куликовской битве. Дальше оказывается, что немцы, стремясь завладеть Новгородом, тем самым хотели запереть 'монголам рынки Европы' (стр. 103). В самом же сценарии магистр заявляет рыцарям и 'пасторам': 'Итак, Новгород ваш. Крестите его, как хотите. Волга ваша, Днепр, церкви. В Киеве я не трону ни бревна, ни человека' (стр. 115). Авторы, видимо, совершенно не понимают, что орден даже не в состоянии был поставить себе подобные задачи.

В предисловии как бы нарочно спутаны все исторические факты. По мнению авторов сценария, 'Дмитрий Донской завершил на Куликовом поле дело, начатое Невским' (стр. 103). Но, во-первых, Куликовская битва еще ничего не завершила, хотя и имела громадное значение для истории Руси, во-вторых, борьба с немцами не прекратилась и после Ледового побоища. Совсем уже странно звучит заявление авторов сценария: 'Русь, вырастающая в боях против Азии и Запада - вот тема картины' (стр. 103). Кого надо понимать под Азией и Западом, авторы не говорят. Но обобщать Запад с немцами, а Азию с татарами, идейно противополагать Русь Западу и Азии совершенно неуместно.

Тексту сценария предпослан список действующих лиц, в нем перечислено 22 лица, но из них только о немногих можно сказать, что они действительно могли участвовать в Ледовом побоище. Оставив в стороне действующих лиц, выведенных авторами, остановимся только на тех персонажах, имена которых заимствованы авторами сценария из каких-то источников. К их числу принадлежат: Александр Невский, Василий Буслаев (!), Гаврило Олексич, Твердило Иванович - псковский воевода, Брячиславна - жена Александра Невского, Иван Данилович Садко, Пелгусий, Амелфа Тимофеевна, Герман Балк, Берке - хан орды. К сожалению, из всех этих персонажей только один Александр Невский может считаться действительно историческим лицом, остальные, как мы увидим, наделены авторами сценария такими чертами, которые уводят нас далеко от описываемых в сценарии исторических событий. Прежде всего можем уверить авторов сценария, что в 1242 г. ханом Золотой Орды был не Берке, а Батый. Берке же сделался ханом значительно позднее. Пелгусий, по сказанию о Невской битве, был старейшиной в Ижорской земле, а не монахом. Твердило, действительно, предал Псков немцам, но воеводой в Пскове он не был просто потому, что никаких воевод в Пскове в XIII в. не было, так как город управлялся посадниками. Иван Данилович Садко, если когда и существовал, то, во всяком случае, в XII в., а не в XIII в., к тому же он был новгородцем, а не поволжским купцом. Летопись знает некоего Сотко Сытинича, поставившего в XII в. в Новгороде церковь Бориса и Глеба. Этот Сотко и был прообразом былинного Садко, но зачем былинный герой попал в исторический фильм, непонятно.

Еще более непонятно появление совсем уже легендарного героя - Василия Буслаева с его матерью Амелфой Тимофеевной. А между тем авторы сценария могли бы найти настоящие исторические персонажи, если бы источником для них служили летописи, а не либретто оперы 'Садко' и отдаленные воспоминания о былинах, прочитанных в детстве.

Перейдем к разбору самого сценария, разделенного на главы, или эпизоды. 'Лес осенью. Рыцари, построившись клином, 'свиньею', врываются в села под Псковом' - так начинается сценарий. Вполне соглашаемся с авторами сценария, что в строю 'свиньею' (т. е. клином), да еще в латах трудно грабить села, этим и объясняется, по-видимому, 'тяжелое дыхание рыцарей'. Но продолжаем дальше. В Пскове тревога: 'На крепостной стене воеводы, владыко бранят начальника обороны Пскова боярина Твердилу Ивановича'. Тут же и 'пятисотенный' Павша, который предлагает 'епископу' снять меч с изменника Твердилы. Можем уверить авторов сценария, что епископ в Пскове появился лишь с конца XVI в., о должности же 'пятисотенного' известно только авторам сценария: такой должности в Пскове и Новгороде не было.

Во второй главе сценария описывается Переяславль. Пять человек тянут невод и поют. Впрочем, среди рыбаков и сам Александр Невский. Он спорит с каким-то ордынцем, который, по-видимому, не знает князя, хотя к нему и послан. Сусальная, насквозь неверная картина, заставляющая русского феодала XIII в. тянуть невод с рыбаками. Впрочем, и жена 'князя-лапотника', упомянутая уже Брячиславна, сама варит щи и ходит за водой.

Третья глава начинается с описания торга в Новгороде. Это описание стоит привести целиком: 'Новгород справляет пышный торг. Как в праздник, весел город. Шумят ряды. Купцы поют у прилавков. Там перс бьет в бубен, там индус играет тягучую песню на странной дудке; там варяжин поет, там швед выставил тройку певцов, за ним старается грек. Половчанин показывает дрессированного медведя. Хором поют поволжане-хлебовики. Веницейский купец в атласе играет на мандолине, поет серенаду. Иноземные купцы, сидя в кружале, пьют эль. Шумно, весело, беспечно на ярмарке. Грудами лежат кожи, лисьи и собольи меха, зерно, плотничьи поделки. Богомазы торгуют иконами и тут же пишут их на удивление всем проходящим. Кузнецы куют кольчуги и, как портные, сняв мерку с покупателя, тут же изготовляют ему, что надо' (стр. 109). Город, конечно, может быть, как 'в праздник весел', но кого только не привело в Новгород полное невежество авторов сценария, и притом в 1242 г., когда вся Европа боялась татарского нашествия. Приехал сюда венецианский купец, хотя Новгород не торговал с Венецией. Через пожарища южнорусских городов добрался грек. Половчанин приехал тоже. Он привел с собой из безлесной степи медведя, так как в этих зверях на лесистом севере вероятно и не слышали. Есть еще и какой-то 'варяжин'. Не путайте его с варягом, ведь варяги - скандинавы, а между тем только что было сказано, что швед уже выставил трех певцов, шведы же, как известно, - тоже скандинавы.

Зачем же явились эти разноплеменные купцы? Торговать? Нет. Они приехали в Новгород, преодолев великие опасности, чтобы устроить дивертисмент в подражание соответствующему акту из оперы 'Садко': веницейский гость с мандолиной, перс с бубном, индус с дудкой. Тут же на базаре делают кольчуги удивительно ловкие мастера, которым могут позавидовать наши 'холодные' сапожники. Но лучше всех торгует Садко, у него на лабазе вывеска: 'Иван Данилович Садко, из персидских земель прибыл'. Совсем Кит Китыч из пьесы Островского или из рассказов Горбунова! Дело только в том, что о вывесках в XIII в. нам ничего не известно, а вывески XIX в. уже давно и многократно описаны.

Впрочем, авторы быстро кончают с ярмаркой и тут же, на площади, устраивают вече, которое решает призвать князя Александра для борьбы против немцев. Свое путешествие по историческим дебрям авторы продолжают и далее во всех 18 эпизодах, или главах, сценария. Скучно следить за всеми несообразностями сценария.

В пятой главе на мосту через Волхов бьются меньшие и большие. 'Меньшие' - за призыв Александра, 'большие' - за 'сговор с немцами' (стр. 113). В действительности и большие и меньшие шли против немцев, князя же Александра поддерживали не меньшие, а большие. Вообще авторы сценария совершенно напрасно придают Александру несвойственные ему демократические черты. В драке на мосту, конечно, участвует Василий Буслай.

В шестой главе показано, как немцы распоряжаются в Пскове. Твердило ездит в санях, запряженных девушками, как легендарный обрин начальной летописи. Редкие прохожие падают на колени при проезде Твердилы и т. д. И это русский гордый древний Псков! Только полное историческое невежество и извращенное воображение авторов сценария могло позволить себе так унизить великий народ, который и в самые тяжелые годы своей истории не позволял над собой издеваться.

В одиннадцатой главе происходит таинственный обряд: Твердилу 'рукополагают' в рыцари. В числе присутствующих находятся и некие 'нормандские рыцари', происхождение которых известно только авторам сценария.

В двенадцатой главе по полям несется кибитка. 'В ней посол хана. Он сидит, заглядывает в ящик. Там перстень, аркан и кинжал. Улыбаясь глядит он на разгромленную Русь' (стр. 122). Сомневаемся, чтобы посол хана мчался в кибитке. Не только воины, но даже духовенство на Руси обычно ездили верхом на конях: за отсутствием хороших дорог трудно было мчаться в кибитке. Перстень, аркан и кинжал взяты авторами сценария из какого-то романа; непонятно, зачем они понадобились в историческом сценарии.

В тринадцатом эпизоде бедные 'княжата', то есть дети Александра Невского, 'в потешных латах спят вповалку на печи, бормоча во сне' (стр. 122). Авторы сценария могли бы хоть раздеть детей, ведь спать хотя и в потешных латах, да еще на печи очень неудобно. Но центр этого эпизода - описание Ледового побоища. И вот оказывается, что главным героем его является Василий Буслай, сражающийся под конец боя оглоблей. Александр Невский кричит по-латыни и отсекает руку магистру Герману Балку. Особенно странно описана 'зверино одетая чудь', какие-то полулюди, призванные авторами сценария изображать предков латышей и эстонцев. Вся эта фантастическая сцена достойно заканчивается картиной поля сражения, по которому ходит некая Ольга, она же Петровна (ранее Ярославна), в отличие от Брячиславны называемая по имени и отчеству. Она ищет с фонарем (!) Василия Буслая.

В дальнейших эпизодах рассказывается о том, что Александр едет в Орду и на обратном пути умирает на Куликовом поле. На поле появляются призраки войска Дмитрия Донского: Нужды нет, что Александр Невский умер в Городце на Волге, - Куликовым полем можно эффектно кончить картину, а отсюда и все выводы! Мы перечислили только небольшую часть ошибок и искажений, допущенных авторами сценария:

Следует остановиться также и на языке сценария. Язык древней Руси отличался рядом особенностей и не всегда поддается современной интерпретации. Авторы сценария вовсе не обязаны были стилизовать язык, которыми говорят действующие лица, под язык XIII в. Но они обязаны были найти способы передать характерные особенности языка XIII в. У авторов сценария был прекрасный образец воспроизведения древнерусского языка, правда более позднего времени, - это язык 'Бориса Годунова' Пушкина. А ведь Пушкин писал более 100 лет тому назад, когда русская филология почти не существовала. Однако он не сделал ни одного анахронизма, и не только потому, что он был гениальным художником, но и потому, что он старательно изучал древнерусский язык. Иначе поступили авторы сценария. Они решили, что древнерусский язык - это язык лавочников Лейкина и купцов Островского, сдобренный кроме того жаргоном Остапа Бендера из 'Двенадцати стульев'. Так, например, Буслай говорит: 'Ну, как так - не знаю: Чего вола за хвост тянуть' (стр. 110). В сценарии находим такие перлы: 'Нам, брат, война ни к чему' (стр. 111); 'У-у, оголец' (!); 'И мертвых нас не возьмете, душу вашу язви' (стр. 127). А вот как разговаривает сам Александр Невский: 'В чем их секрет?' (стр. 121); 'Я князь-лапотник. Не как вы, эля (!) не пивал, сластей заморских не пробовал' (стр. 117); или 'войну воевать - не комедь ломать' (стр. 118). Что можно прибавить к этому языку, разве сказать вместе с авторами: 'Сценарий писать - не комедь ломать'. Заметим, что само понятие комедии не было известно на Руси XIII в. Совсем уж странным языком говорят татары. Авторы сценария заставляют их беседовать ломаным языком, заимствованным из шовинистических анекдотов: 'Орда наша езжай, там работа много есть' (стр. 108); 'Буюк адам, якши адам'; 'Он шведов бил, а нас чехи били' и т. д. (стр. 119). От татар не отстают и немцы: 'Зер гут лошадка. Корош, корош' (стр. 116); или 'О, шорт' (стр. 116); не отстает и перс: 'Весели город, красива город' (стр. 112).

Но, может быть, недостатки сценария искупаются его идейным содержанием? Увы, и эта сторона также хромает в сценарии. Авторы сценария не случайно сделали Александра Невского лапотником, не случайно славное историческое событие превратили в какое-то 'чудо': Русь XIII в. рисуется им бедной и убогой. Представители этой Руси - легендарные и притом разнузданные богатыри подобно Василию Буслаю или нищие и монахи. В Пскове ратных людей созывает нищий Аввакум, он поет: 'Вставайте, люди русские'. Старый нищий говорит: 'Велим русское дело помнить. Встань, народ русский. Встань, ударь' (стр. 107). Особенно большая роль отводится некоему монаху Пелгусию, в которого авторы сценария превратили старейшину в Ижорской земле. Пелгусий - главный агитатор.

Во время Ледового побоища 'в новгородских полках шептали, ахали, ругались' (стр. 123); 'закричали, заматерились новгородские ловкачи' (стр. 124). Убогая, лапотная Русь глядит отовсюду у авторов сценария. Все народы сильнее ее, все культурней, и только 'чудо' спасает ее от немецкого порабощения. Как все это далеко от исторической действительности. Железные полки новгородцев и псковичей побеждали немцев и шведов не 'чудом', как это хотят доказать авторы сценария, а своим мужеством и любовью к родине. Ледовое побоище - это только важнейшее звено в цепи побед русских над немцами. И это прекрасно понимали современники.

Вот в каких словах современник описывает Ледовое побоище: 'По победе Александрове, яко победи короля (шведского), в третий год, в зимнее время, поиде на землю Немецкую в силе велице, да не хвалятся рекуще: 'укорим словенский язык'. Уже бо бяше взят город Плесков и тиуни у них посажени. Тех же князь Александр изыма, и град Псков свободи и опленяя землю их повоева и пожже и полону взят без числа, а овых изсече. Инии же гради совокупишася немечьстии и реша: 'пойдем, победим Александра и имам его руками своими'. Егда же приближишися и очютиша их стражие, князь же Александр ололчився поиде противу их и множеством обоих вои покрыша озеро, глаголемое Чюдское: Тако у князя Александра множество храбрых людей: бе суббота тогда, восходящу солнцу, и соступишася обои войска и бысть сеча велика и зла: возвратися с победою князь Александр славною'. Если бы авторы сценария серьезно поработали над историческими источниками, они сумели бы понять красоту и величие нашего прошлого и могли бы создать сценарий, достойный имени 'Русь' и великого исторического прошлого русского народа.
Как мы видим, подобными "последними самураями" грешили и грешат даже самые-самые мэтры-классики... :(
Последний раз редактировалось Kirill 21 апр 2006 16:09, всего редактировалось 1 раз.
Пушкин умер, на жнивье – туман да иней, из деревни слышно рэповую песню,
Над седой усталою страны равниной грозно реет непонятный буревестник...

Аватара пользователя
Гвардии Старлей
капитан
капитан
Сообщения: 1217
Зарегистрирован: 03 июн 2005 09:55
Откуда: Ростов
Контактная информация:

Сообщение Гвардии Старлей » 22 апр 2006 03:00

Мда... Обидели ребят... Но фильм, всё одно, ОТЛИЧНЫЙ!!!

(По смыслу и зрелищности для 1937 года - ВО!)
"Я не хочу входить в историю. Я хочу войти в Севастополь - вместе со своим отрядом"(А.Валентинов) Дошли! (Я)
"Шире шаг и патронов побольше! Нас там ждут двадцать лет!"(Сент. 1939, начало освободительного похода)

Аватара пользователя
Mamont
капитан
капитан
Сообщения: 17453
Зарегистрирован: 02 сен 2004 00:12
Откуда: Ленинград
Контактная информация:

Сообщение Mamont » 22 апр 2006 09:34

Забываете одну маленькую вещь, "Александр Невский", "Иван Грозный", "Петр 1", это пропагандисткое кино, там цели другие. Не будем же "Рэмбо2-3", рассматривать как исторические фильмы? :blush:
Последний раз редактировалось Mamont 22 апр 2006 09:35, всего редактировалось 1 раз.
Чем глубже прячешь голову в песок, тем беззащитнее твоя задница

Аватара пользователя
Kirill
капитан
капитан
Сообщения: 2756
Зарегистрирован: 09 июл 2005 07:25
Откуда: Великий Новгород
Контактная информация:

Сообщение Kirill » 22 апр 2006 09:48

Mamont писал(а):Цитата(Mamont @ Apr 22 2006, 13:34)
Забываете одну маленькую вещь, "Александр Невский", "Иван Грозный", "Петр 1", это пропагандисткое кино, там цели другие.
Это МЫ его так расцениваем. А зритель ТОГО времени расценивал именно как ИСТОРИЧЕСКОЕ. Другого исторического собственно и не было. Заметили, что многие отмеченные Тихомировым перлы все-же попали в итоговую версию фильма?
Пушкин умер, на жнивье – туман да иней, из деревни слышно рэповую песню,
Над седой усталою страны равниной грозно реет непонятный буревестник...

Аватара пользователя
Mamont
капитан
капитан
Сообщения: 17453
Зарегистрирован: 02 сен 2004 00:12
Откуда: Ленинград
Контактная информация:

Сообщение Mamont » 22 апр 2006 10:11

А зритель ТОГО времени расценивал именно как ИСТОРИЧЕСКОЕ.
:lol: Так пропаганда для того и делаеться. :rolleyes:
Чем глубже прячешь голову в песок, тем беззащитнее твоя задница

Аватара пользователя
sas
Главком
Главком
Сообщения: 53207
Зарегистрирован: 22 сен 2005 21:34
Контактная информация:

Сообщение sas » 17 ноя 2007 16:09

"Хамм..йо мери хамме!!!"

Не охота открывать отдельную тему..НО..в моём детстве заметный след оставило Индийское кино :)
И после сегодняшнего просмотра по каналу "Интер" - "Как три мушкетёра" - может кто скажет, ГДЕ скачать "Вечную сказку любви"???????
Я на неё ребёнком ходил 18 раз.
Больше - только на один французский мультик....
И бесплатно отряд поскакал на врага....
"Вы сейчас договоритесь до того, что еврокомпонент [американского ПРО] действительно противоиранский. А так говорят только либерал-предатели с бюджетом. А мы патриоты. Без бюджета." (из фейсбука)

Аватара пользователя
РУСИВАН
Главком
Главком
Сообщения: 82259
Зарегистрирован: 26 авг 2004 05:39
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение РУСИВАН » 17 ноя 2007 17:42

что сегодня показывали по Интеру?! :(
Блин, вот где обида-то... Один из любимых моих индийских фильмов...

Я знаю где-то есть моя звезда
её сегодня тучи закрывают
Но если не на плахе голова
то может пронесёт меня лихая...

Вот у меня остается и последний вопрос - сколько из публично заявляющих о своей ненависти к стране (при том, что выделить государство из страны они не могут) хоть палец о палец ударило, чтобы улучшить ситуацию? В той же медицине. В той же армии. В той же полиции. Да, это сложнее, чем твитнуть, лайкнуть и зафейсбучить, но все - таки.
И остается вопрос - сколько из них нормальных купленных нашими зарубежными друзьями агентов, а сколько просто идиотов, твердо знающих, что булки растут на деревьях и стоит только выгнать всех медиков, убить всех полицейских, повесить всех чиновников - как тут же станет жить прекрасно? (Н.Берг)

Аватара пользователя
sas
Главком
Главком
Сообщения: 53207
Зарегистрирован: 22 сен 2005 21:34
Контактная информация:

Сообщение sas » 18 ноя 2007 18:57

РУСИВАН писал(а):Цитата(РУСИВАН @ 17.11.2007, 19:42) что сегодня показывали по Интеру?! :(
Блин, вот где обида-то... Один из любимых моих индийских фильмов...
Это что...Я одно время себе ястреба на цепочке заказать хотел :D
И бесплатно отряд поскакал на врага....
"Вы сейчас договоритесь до того, что еврокомпонент [американского ПРО] действительно противоиранский. А так говорят только либерал-предатели с бюджетом. А мы патриоты. Без бюджета." (из фейсбука)

Аватара пользователя
Sven
капитан
капитан
Сообщения: 3032
Зарегистрирован: 03 сен 2004 09:11
Откуда: Москва, Россия
Контактная информация:

Сообщение Sven » 19 ноя 2007 17:29

Я на неё ребёнком ходил 18 раз.
Больше - только на один французский мультик....
А что за мультик-то? ;)

Ответить

Вернуться в «Киноклуб»