РЯВ - подготовка кадров

История кораблестроения и морских сражений от древних времён до 1953 г.
Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6927
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: РЯВ - подготовка кадров

Сообщение shuricos » 24 ноя 2021 11:59

Я полагаю, что смешение кораблей разных классов в одном флотском экипаже - ошибка: одно дело - служба на миноносцах, а другое дело - служба на броненосцах, например.
Поэтому я полагаю, что было бы лучше выделять определенные флотские экипажи конкретно под миноносцы.

Например, на Чёрном море было 25 миноносцев (по состоянию на начало 1900-ых годов), в т.ч. старый (1880) медленный (16 уз.) крохотный (48,5 т в/и) «Батум», который в счёт можно не принимать (передать в порт в качестве посыльного судна). На каждом из них 2 офицера и около 30 человек нижних чинов.
Т.е. при стандартной численности флотского экипажа как раз получалось бы достаточно красиво:
- миноносцы делятся на 12 пар, в каждой из которых одним командует мичман (во флотском экипаже как раз 12 мичманов), а другим миноносцем командует лейтенант (во флотском экипаже как раз 12 лейтенантов); притом, всей парой командует старший по званию - лейтенант;
- второй офицер на каждом миноносце - из КИМ;
- флотскому экипажу также приданы все 3 имевшиеся на Чёрном море минные крейсера (Сакен, Гридень и Казарский);
- всего нижних чинов - 900…1000 человек;
- половина миноносцев (12 штук) служит в Севастополе, вторая половина - в Николаеве (до 1891 года так делился флот); одной из них командует каперанг, другой - кавторанг.

На Балтике (без Тихого океана) было ещё чуть более 50 миноносцев, что также требовало бы создания двух балтийских чисто миноносных флотских экипажей.

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6927
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: РЯВ - подготовка кадров

Сообщение shuricos » 24 ноя 2021 16:58

shuricos писал(а):
24 ноя 2021 11:59

На Балтике (без Тихого океана) было ещё чуть более 50 миноносцев, что также требовало бы создания двух балтийских чисто миноносных флотских экипажей.
Тут я, кстати, не совсем прав: оказывается, по состоянию на начало 1897 года у нас на Балтике было тоже (как на Чёрном море) 25 миноносцев (начиная с древнего «Взрыва» 1877 года) и 3 минных крейсера.
Изображение
Т.е. на это время достаточно было и одного «миноносного» флотского экипажа.

Затем в 1897...1900 годах вступили в строй ещё 14 новых балтийских 120-тонных миноносцев.
Изображение
Это позволяло нам вывести из боевого состава 14 наиболее старых миноносцев, введённых в строй в 1890 году и раньше.
Затем, в 1902...1903 годах были введены в строй ещё 12 миноносцев в 150...200 тонн. Это позволяло вывести из боевого состава ещё 8...9 миноносцев, достигших 10-летнего срока службы.
Эти старые миноносцы можно было использовать на второстепенных ролях — в качестве учебных, сторожевых, посыльных, гидрографических, водолазных судов, торпедоловов, тральщиков.

В итоге, на Балтике мы могли бы обойтись даже одним «миноносным» флотским экипажем.
При нём было бы 28 новых (менее 10 лет срок службы) миноносцев.
Изображение
Другое дело, что одновременно у нас развернулось масштабное строительство более крупных миноносцев (контр-миноносцев) — в 1900...1902 годах в строй вступил 41 миноносец водоизмещением 240...420 тонн для Балтики и Тихого океана, а всего к 1904 году таких контр-миноносцев было построено 46 — 34 для Тихого океана и 12 для Балтики.
Изображение
Плюс ещё у китайцев один отжали.

Учитывая, что экипажи контр-миноносцев примерно вдвое больше, чем у миноносцев (4 офицера вместо двух и 58 нижних чинов вместо 25...30), то и в одном «миноносном» флотском экипаже получится не 24...28, а только 12 контр-миноносцев.
Т.е. получается, что необходимо было сформировать, 3 «контр-миноносных» флотских экипажа для Тихого океана (35 контр-миноносцев и ещё 4 новых миноносцев) и 1 «контр-миноносный» флотский экипаж для Балтики. И плюс ещё один обычный «миноносный» флотский экипаж на Балтике, о котором мы говорили выше.
Т.е. всего нам для одних только миноносцев и контрминоносцев нужно было 6 флотских экипажей:
- 1 на Чёрном море,
- 2 на Балтике,
- 3 на Тихом океане.

Причём, понятное дело, что все три тихоокеанский флотских экипажа должны были формироваться на Балтике, получать там свои корабли и затем только отправляться в Порт-Артур или Владивосток.
Нам пришлось бы с 1897 по 1902 год развернуть из одного имевшегося «миноносного» флотского экипажа на Балтике пять таких экипажей (2 для Балтики, 3 для Тихого океана). Т.е., по сути дела, надо было каждый год создавать один новый «миноносный» флотский экипаж.

В этом деле огромную роль должны были бы сыграть те 14 старых миноносцев, о которых я говорил выше, которые высвобождались в результате ввода в строй 14 новых 120-тонных миноносцев «улучшенный Пернов» в 1897-1900 г.
Эти миноносцы должны были бы стать «учебной партой» для вновь создаваемых «миноносных» флотских экипажей.

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6927
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: РЯВ - подготовка кадров

Сообщение shuricos » 24 ноя 2021 17:51

shuricos писал(а):
23 ноя 2021 17:28
Где 4 капитан-лейтенанта, 5 лейтенантов и 4 мичмана?
Блин, ведь в это время звания «капитан-лейтенант» у нас не было! B)
Капитан-лейтенанты только в 1909-1911 годах были.
Впрочем, вопросы о том, где были лейтенанты и мичманы - остались! :unsure:

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6927
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: РЯВ - подготовка кадров

Сообщение shuricos » 24 ноя 2021 18:18

shuricos писал(а):
24 ноя 2021 11:59
- миноносцы делятся на 12 пар, в каждой из которых одним командует мичман
Не, так не получится: мичманы не могли командовать кораблями - https://arsenal-info.ru/b/book/3511670798/6
Даже самыми маленькими миноносцами должны были командовать лейтенанты, что подтверждается практикой Владивостокского отряда:
2 июня в крейсерство к берегам Хоккайдо вышли и миноносцы 1-го отряда. Его возглавлял капитан 2 ранга гвардейского экипажа И. А. Виноградский. Вахтенными начальниками на корабле были мичман Э. А. Домбровский (в июле 1905 г., уже в чине лейтенанта, он командовал № 209) и мичман Сибирского экипажа Л. П. Муравьев. Механиком был младший инженер-механик И. И. Крутиков. Команду составляли 27 нижних чинов и три стрелка Владивостокского гарнизона при установленных на поход двух пулеметах. Из крепостной артиллерии охотником (то есть добровольцем) в походе участвовал подпоручик Ешков.

Так же были вооружены и миноносцы N 205 (командир лейтенант А.Н.Пелль, вахтенный начальник мичман Пышнов, младший инженер-механик С. Ф. Тюлев) и N 206 (лейтенант Д.Л.Максимов, вахтенные начальники мичман А.М.Толстопятов и младший инженер-механик С. Д. Величковский).
https://arsenal-info.ru/b/book/1444485819/35
Это свидетельствует о том, что уже в 1897 году и на Балтике, и на Чёрном море требовалось иметь не по одному и даже не по два, а по три «миноносных» флотских экипажа.
В каждом экипаже:
- 8 миноносцев под командованием 8 лейтенантов (и 12 мичманов в качестве вахтенных начальников),
- 1 минный крейсер под командованием капитана 2 ранга и с тремя лейтенантами в качестве вахтенных начальников);
- капитан 1 ранга находится на минном крейсере и руководит всем дивизионом.

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6927
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: РЯВ - подготовка кадров

Сообщение shuricos » 25 ноя 2021 08:53

Полагаю, что на тот момент времени было бы крайне желательно, чтобы офицеры и нижние чины, которые будут служить на строящемся корабле, принимали участие в его постройке или, как минимум, в достройке после спуска на воду. Это позволит им лучше понимать свой будущий корабль, знать его в деталях, визуализировать те помещения и механизмы, которые будут скрыты от глаз после постройки, успешно проходить испытания и более квалифицированно эксплуатировать корабль после его вступления в строй.


Однако достройка кораблей у нас зачастую затягивалась на 2...3 года (например, крейсера типа «Диана» и т.п.), а иногда и на 5...6 лет (например, ЭБР типа «Петропавловск»). Нехорошо, если офицеры и команда строящихся кораблей будут лишены морской практики на столь длительный срок.

В этом смысле очень удачным представляется совмещение команд всех трёх наших новых ББО («Адм. Ушаков», «Адм. Сенявин» и «Генерал-адмирал Апраксин») в одном флотском экипаже:
1. Численность нижних чинов во всех трёх ББО — 1170 человек, что как раз соответствует размеру флотского экипажа.
2. Численность офицеров всех трёх ББО — 60 человек, но часть из них будет всякими нестроевыми чинами (инженер-механики, медики, священники), так что строевых офицеров могло понадобиться значительно меньше.
3. по состоянию на дату утверждения «программы для нужд Дальнего Востока» (конец 1897…начало 1898), один ББО уже вступил в строй, а 2 достраивались наплаву. Это позволяло командам строящихся ББО не только принимать участие в их постройке, но иногда выходить на учения на вступившем в строй систершипе, практикуясь на близком аналоге их будущего корабля.
Изображение
Программа «для нужд Дальнего Востока» предполагала постройку ещё одной тройки ББО.
Эти планы были отменены лишь в 1899 году (вместо 3 ББО решили строить ещё один ЭБР, который так и не построили).
Поэтому в 1898 году могли бы планировать развернуть 3 ББОшных флотских экипажа, в каждом из которых состоял бы один построенный и один строящийся ББО.

Но так как строительство дополнительных трёх ББО было отменено в то же 1899 году, когда вступили в строй последние ББО из первой тройки, будем считать, что для балтийских ББО требовался бы лишь один флотский экипаж.

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6927
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: РЯВ - подготовка кадров

Сообщение shuricos » 25 ноя 2021 10:02

Очень интересная ситуация получается с крейсерами.

С одной стороны, логичным выглядит объединение старых крейсеров в относительно однотипные пары:
- Минин и Пожарский,
- Генерал-адмирал и Герцог Эдинбургский,
- Дм.Донской и Вл.Мономах,
- Адм.Корнилов и Память Азова.
Изображение
С другой стороны, при таком раскладе экипажи 8 новых средних (6…7 тыс.тонн) крейсеров (три «Дианы», «Баян», «Варяг», «Аскольд», «Богатырь» и «Витязь», заменённый позже «Олегом») не получали бы должного опыта.
Изображение
В связи с этим, представляется логичным, чтобы для средних крейсеров были бы созданы 8 флотских экипажей, в каждом из которых имелся бы один новый (строящийся) крейсер и один старый (имеющийся) крейсер.
В этом случае экипажи (как офицеры, так и нижние чины) будущих крейсеров могли бы иметь необходимую практику, в т.ч. практику дальних походов.

По завершении строительства новых крейсеров, такую структуру можно было бы сохранить, имея в виду, что старые крейсера будут выполнять функцию учебных кораблей при своих флотских экипажах.

Это не значит, что старые крейсера определенно становятся лишь учебными судами - нет, они могли быть переоборудованы, например, в минные заградители, а может и использовались бы как боевые крейсера («Корнилов» был ещё относительно нестарым - в строю с 1890 года, а «Мономах» и «Донской» проявили себя во время РЯВ). Но при этом процент новобранцев на них мог быть выше, чем на новых крейсерах, на которые назначались бы только опытные моряки.

Впрочем, даже если сгруппировать крейсера по 2 по их конструктивной похожести (например, «Богатырь» и «Олег»), то всё равно для этих кораблей понадобилось бы 8 флотских экипажей: 4 для старых кораблей и 4 для новых.

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6927
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: РЯВ - подготовка кадров

Сообщение shuricos » 25 ноя 2021 12:32

Учитывая, что по «Программе для нужд Дальнего Востока», значительная часть наших кораблей должна была базироваться во Владивостоке и Порт-Артуре, логично было бы разместить там же и соответствующие им флотские экипажи, переместив их из Кронштадта.

В частности, там должны были базироваться и все наши новые крейсера.
Соответственно, флотские экипажи для этих крейсеров также логично было бы разместить на Дальнем Востоке.
В этом случае получается, что смешение старого и нового крейсеров в одном флотском экипаже - неразумно (это я размышляю над вариантами, изложенными в предыдущем посте).

Следовательно, сразу после того, как наши новые крейсера будут построены, было бы правильным сделать отдельные флотские экипажи для старых крейсеров на Балтике (4 флотских экипажа, по 2 старых крейсера в каждом) и отдельные флотские экипажи для новых крейсеров на Дальнем Востоке.

Причём, 2 флотских экипажа во Владивостоке (по одному для «Рюрика» и «России», уже успевших вступить в строй к моменту утверждения Программы) следовало бы учредить уже в 1898 году.

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6927
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: РЯВ - подготовка кадров

Сообщение shuricos » 25 ноя 2021 12:47

К тому времени (конец 1897) японцы уже ввели в строй 2 ЭБР - «Фудзи» и «Ясима».
Изображение
Мы могли им противопоставить на тот момент только «Наварина» и «Сисоя».
Изображение
Соответственно, эти 2 наши ЭБР должны были бы постоянно базироваться на Дальнем Востоке.
Следовательно, логично было бы перевести туда же два соответствующих им флотских экипажа.

На тот момент времени Порт-Артур ещё далеко не был готов к постоянному базированию крупных кораблей.
Следовательно, эти два броненосных флотских экипажа надо было разместить во Владивостоке.

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6927
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: РЯВ - подготовка кадров

Сообщение shuricos » 25 ноя 2021 14:06

В то же время (конец 1897) у нас в достройке (наплаву в СПб) находились 3 ЭБР типа «Полтава».
Изображение
К концу 1898 года они перешли в Кронштадт, в 1899 начали испытания, в 1900 были введены в строй, а в 1901 году пришли на Дальний Восток (японцы в 1900-1901 году как раз тоже приняли 3 ЭБР — Хатсусе, Асахи и Сикисима, т.е. мы уравнялись с японцами по количеству, но каждый из японских ЭБР был индивидуально мощнее соответствующего ему нашего ЭБР).
Изображение
Понятное дело, что каждая из «полтав» после ввода в строй (а ещё лучше — после выхода на испытания) должна иметь собственный флотский экипаж.
Но в процессе достройки, пока корабль в море не выходит, лучше бы его причислить к какому-то флотскому экипажу, уже имеющему действующий корабль для тренировок, походов и стрельб.

У нас как раз в конце 1897-99 годах на Балтике имелось 3 ЭБР (Сисоя и Наварина, ушедших на Тихий океан не считаю, конечно же):
- древний «Пётр Великий» (вступил в строй в 1877),
- вступившие в строй в 1891 году «Александр II» и «Николай I».
Изображение
Так что, в 1898-1899 годах у нас на Балтике можно было иметь 3 «броненосных» флотских экипажа расширенного состава (1242 нижних чина и порядка 40 строевых офицеров), в каждом из которых был бы один действующий и один строящийся ЭБР.
Это позволило бы не только нижним чинам совершенствоваться в своём деле, но и офицерам отрабатывать тактику и взаимодействие в бою, поочерёдно выходя в море на действующих кораблях.

А в 1899 году (по выходу «полтав» на испытания) надобность в старых кораблях отпадала — «полтавы» уже и сами в море выходили.
Соответственно, с этого времени 3 вышеназванных «броненосных» флотских экипажа следовало «развернуть» (по сути дела, разделить, разукрупнить) в 6 флотских экипажей, из которых 3 оставались бы на Балтике (со старыми броненосцами), а ещё 3 уходили бы на Тихий океан (вместе с «полтавами»).

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6927
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: РЯВ - подготовка кадров

Сообщение shuricos » 25 ноя 2021 15:20

Аналогичным образом, на мой взгляд, надо было сформировать команду для «Громобоя».
Его начали строить в июне 1897 года, официально заложили в мае 1898, спустили на воду в мае 1899, в ноябре 1899 перешёл в Кронштадт на достройку, в сентябре 1900 вышел на испытания, а в ноябре 1900 уже ушёл на Дальний Восток.
Изображение
Здесь, на мой взгляд, следовало поступить аналогично тому, что изложено выше, но на основе флотского экипажа, к которому был причислен крейсер «Адмирал Нахимов» (вступил в строй в 1887):
- в 1898 году расширить численность флотского экипажа «Адмирала Нахимова», включая численность офицеров, чтобы хватало на комплектование и «Громобоя» тоже,
- до осени 1900 года проводить обучение обоих экипажей на «Нахимове» (как раз 2 года обучения — за это время можно из новобранца сделать толкового моряка),
- параллельно с ноября 1899 года часть флотского экипажа участвует в достройке «Громобоя»,
- с сентября 1900 года разделить единый флотский экипаж на 2 флотских экипажа (один для «Нахимова» остаётся на Балтике, второй для «Громобоя» уходит во Владивосток), в т.ч. значительная (если не бОльшая) часть старослужащих (служивших на «Нахимове» до 1898 года) перейдёт на «Громобой», обеспечив его качественным личным составом.
Изображение

Ответить

Вернуться в «История флота»