Советский москитный флот II мировой

История кораблестроения и морских сражений от древних времён до 1953 г.
Аватара пользователя
Николай расковский
старший лейтенант
старший лейтенант
Сообщения: 834
Зарегистрирован: 23 мар 2005 08:51
Откуда: Москва, Тушино
Контактная информация:

Сообщение Николай расковский » 05 июл 2005 10:57

Можно пообсуждать :)

Но меня больше интересут: какие имеются статьи, исследования и мемуары о наших катерниках-балтийцах в ВОВ, а конкретно - по 1944 году.
Есть у меня мечта: оштрафовать Ксению Собчак по ч.3 ст. 20.20 КоАП РФ

AlexDrozd

Сообщение AlexDrozd » 05 июл 2005 11:16

Мемуары Чернышева "О друзьях-товарищах" есть на Милитере http://militera.lib.ru/memo/russian/che ... index.html
Ладинский "На фарватерах Балтики"
http://militera.lib.ru/memo/russian/ladinsky/index.html
Пигарев "На торпедных катерах"
http://militera.lib.ru/memo/russian/pigarev/index.html

Аватара пользователя
Николай расковский
старший лейтенант
старший лейтенант
Сообщения: 834
Зарегистрирован: 23 мар 2005 08:51
Откуда: Москва, Тушино
Контактная информация:

Сообщение Николай расковский » 05 июл 2005 12:22

Большое спасибо за ссылки! Ладинский у меня книгой есть, а остальных не видел.
Есть у меня мечта: оштрафовать Ксению Собчак по ч.3 ст. 20.20 КоАП РФ

Алекс Второй

Сообщение Алекс Второй » 16 июл 2005 21:19

Кто-нибудь знает подробности потопления большого немецкого тральщика М-37? Желательно не по мемуарам...

Аватара пользователя
Николай расковский
старший лейтенант
старший лейтенант
Сообщения: 834
Зарегистрирован: 23 мар 2005 08:51
Откуда: Москва, Тушино
Контактная информация:

Сообщение Николай расковский » 01 авг 2005 15:57

Алекс Второй
Кто-нибудь знает подробности потопления большого немецкого тральщика М-37? Желательно не по мемуарам...
Увы, тоже не нахожу подробностей. Знаю что был потоплен четырьмя нашими торпедными катерами в Нарвском заливе 4 июня 1944 года. Катера кажется были Г-5.
Это один из четырёх германских тральщиков М специальной постройки, потопленных советским ВМФ в ВОВ.
Последний раз редактировалось Николай расковский 01 авг 2005 16:08, всего редактировалось 1 раз.
Есть у меня мечта: оштрафовать Ксению Собчак по ч.3 ст. 20.20 КоАП РФ

Аватара пользователя
Николай расковский
старший лейтенант
старший лейтенант
Сообщения: 834
Зарегистрирован: 23 мар 2005 08:51
Откуда: Москва, Тушино
Контактная информация:

Сообщение Николай расковский » 28 авг 2005 14:22

Тут можно скачать монографию по Г-5:

http://www.bronarm.ru/forum/index.php?showtopic=2640
Есть у меня мечта: оштрафовать Ксению Собчак по ч.3 ст. 20.20 КоАП РФ

Ignat

Сообщение Ignat » 08 сен 2005 10:17

http://www.svavia.ru/info/lib/lib4.html/
Вот что раскопал
Первые бои выявили слабость пулеметного вооружения Г-5, которое к тому времени состояло из крупнокалиберного пулемета ДШК. По мнению Героя Советского Союза В. С. Пилипенко (ныне вице-адмирал в отставке), "противостоять авиации можно было только умелым маневром в сочетании с метким огнем". На морских просторах нашим легким катерам противостояли крупные немецкие сильно вооруженные "раумботы" и бронированные БДБ с сильным артиллерийским и стрелковым вооружением. Поэтому при первой же возможности катерники брали дополнительный ДШК или авиационную пушку. С 1942 г. на серийных Г-5 стали устанавливать заднюю рубку со вторым ДШК.  Но даже один ДШК был грозным оружием в руках советских катерников. В начале войны группа катеров в Балтийском море атаковала немецкий караван. Отправив на дно миноносец и три транспорта, пулеметчики катеров с трех сторон изрешетили плоскодонную самоходную баржу с танками и пехотой. Баржа, наполнившись водой, затонула.  Если в предвоенные годы торпедные катера считались частью ударных сил флота, предназначенных для уничтожения надводных кораблей и судов противника в прибрежных водах, то во время войны катерникам пришлось выполнять множество других боевых задач. По сути дела, катера Г-5 стали универсальными легкими силами флота. Они наносили торпедные удары по вражеским судам, несли дозорную службу, конвоировали транспорты, проводили десантные операции, ставили минные заграждения, боролись против подводных лодок и очищали фарватеры от немецких донных мин. Особенно трудные и необычные задания выпадали на долю черноморских катерников. Им приходилось конвоировать... поезда, идущие вдоль Кавказского побережья, стрелять торпедами по... береговым укреплениям Новороссийска и, наконец, обстреливать ракетами фашистские корабли, самолеты и... аэродромы.  Контр-адмирал В. Т. Проценко, командовавший с 1943 г, по 1954 г. 2-й бригадой ТКА ЧФ, вспоминал: "Черноморцы сразу же загорелись желанием установить "Катюши" на ТКА Г-5, чтобы как-то компенсировать их слабое пулеметное вооружение. Начальник штаба флота контр-адмирал И. Д. Елисеев дал "добро". И в ремонтных мастерских погранвойск НКВД в Новороссийске по чертежам, разработанным дивизионным инженер-механиком Н. И. Ясуловичем,... он с группой катерников-ремонтников за 8 дней изготовил установку с четырьмя направляющими для 8 РС калибра 82 мм... После чего ее смонтировали перед командирской рубкой катера № 175 Ф. П. Бублика". Такие установки кустарного производства с сохранением основного торпедного вооружения сразу же появились еще на нескольких Г-5. Несмотря на понятную примитивность конструкции (наведение по горизонтали осуществлялось поворотом катера) враг сразу почувствовал силу нового оружия. Первое вражеское судно в море было потоплено "эрэсами" 20 сентября 1942 г. Атаку выполняли моряки катера № 54 под командованием старшего лейтенанта А. Куракина.  С первыми боевыми походами появились и первые трудности. Выяснилось, что при волнении крайние нижние снаряды срывает с направляющих. Пришлось давать залпы только шестью "эрэсами". Вскоре ГАУ флота приказало командующему ЧФ все "самодеятельные" установки с четырьмя направляющими снять "как малоэффективные и весьма опасные для самих катеров". С большим трудом с помощью начальника разведки флота полковника Б. Намгаладзе удалось "отстоять" только одну такую установку на катере А. Куракина, успешно и часто выполнявшего задания разведки.  Тем временем, по решению правительства, на заводе "Компрессор" шла разработка трех типов специальных установок для катеров различных классов. В июне проводились их испытания, а осенью того же 1942 г. началось формирование отдельного дивизиона минных катеров 3-ей бригады речных кораблей Волжской военной флотилии. В нее вошли и два отряда новых торпедных катеров Г-5 серии 11-бис с установкой М-8-М. Она была рассчитана на 24 РС калибра 82 мм, устанавливаемых в два ряда, и позволяла производить горизонтальные аппараты на них были намертво закрыты дюралевыми листами при постройке. Иногда эти ТКА называли быстроходными минными (минометными) и даже минно-торпедными. Первый отряд из шести АКА-5 со штатными реактивными установками появился на Черном море в начале 1943 г. Под командованием старшего лейтенанта И. П. Шенгура он вошел в состав 2-ой бригады ТКА. Моряки быстро разработали тактику совместных боевых действий торпедных и артиллерийских катеров, которая оказалась очень успешной. В. Т. Проценко рассказывал о том, как неразлучной тройкой каждую ночь выходили в Керченский пролив катера А. Куракина, В. Пилипенко и Н. Попова. Торпедные катера, обнаружив противника, сближались с ним, заставляя его корабли сгруппироваться теснее, после чего их атаковал АКА Пилипенко. Пока он отходил на перезарядку "катюш", остальные выпускали торпеды и обстреливали врага из пулеметов и авиапушек. Так они проводили за ночь 3 - 4 боя... Полные драматизма бои разворачивались тогда на Черном море. Как пример приводит В. Т. Проценко совместные действия АКА лейтенанта Иванова и двух ТКА старших лейтенантов Подымахина и Латошинского под командованием капитана Шенгура с вражеским конвоем. "Просматривались силуэты двух барж и свыше десяти небольших катеров. Шенгур приказал Подымахину и Латошинскому атаковать баржи. Атака не получилась. Тогда Шенгур, всегда отличавшийся смелостью и находчивостью, огнем "катюш" и пулеметов решительно атаковал на артиллерийском катере охранение противника. Когда вражеские катера оказались втянутыми в бой, Шенгур вновь приказал Подымахину и Латошинскому атаковать-баржи. Главная цель теперь оказалась открытой. Латошинский последней торпедой отправляет одну из барж на дно. Только теперь немецкие моряки поняли маневр наших катерников и бросились прикрывать уцелевшую баржу. Их встретил огнем ТКА Подымахина, а Шенгур обрушил залп "катюш". Один из вражеских катеров остановился. Шенгур и Латошинский добили его пушечными и пулеметными очередями. В образовавшейся сутолоке боцман катера Подымахина Н. Подлесный огнем из пушки, а электрик И. Гнидкин из крупнокалиберного пулемета с короткой дистанции подбили еще два вражеских катера".  АКА-5 воевали настолько удачно, что немецкое морское командование приказало устраивать специальные засады, чтобы уничтожать катера с "катюшами".  С 1943 г. Г-5 стали привлекать к высадке и снабжению морских десантов, используя скоростные качества глиссеров, На полном ходу катера пролетали наиболее опасные участки, за 200 - 300 метров до берега давался задний ход, и катера по инерции приходили к берегу. В этих операциях бригады торпедных катеров несли тяжелые потери. Так, за 2 дня Новороссийской десантной операции погибли ТКА ММ 21, 55, 71, 91, 93, 112, 124, 125, многие катера получили серьезные повреждения. В 1-й и 2-й БТКА из 32 катеров в строю осталось всего 14. Об этой операции следует рассказать особо, ибо в ней были задействованы ТКА Г-5, АКА-5 и десантные катера Г-5 (десантники и грузы размещались в желобах вместо торпед).  Сигналом для катеров послужила артиллерийская подготовка в 2 ч 44 мин 10 сентября 1943 г. В течение нескольких минут катера подавили торпедным ударом огневые точки на западном и восточном молах и высадили на них десантников. Четыре катера прорвались в порт и выпустили торпеды по огневым точкам на причале, уничтожив 13 дотов, 9 дзотов, и около 10 полузакрытых огневых точек. АКА поддерживали десантников ракетным огнем. На следующую ночь торпедные катера доставили в Новороссийск пополнение, боеприпасы и продовольствие. За участие в Новороссийской десантной операции 2-й БТКА ЧФ было присвоено почетное наименование "Новороссийской".  1 ноября 1943 г. началась высадка десанта в Этильген, а через два дня - севернее Керчи. Боевые действия катеров проходили в исключительно трудных условиях. Противник имел значительное преимущество в надводных артиллерийских кораблях и катерах, Керченский пролив был сильно заминирован. В боях принимало участие 30 Г-5. До начала 1944 г. им удалось потопить и повредить 9 БДБ и доставить на плацдарм свыше 1000 солдат и 17 тонн боеприпасов. За это время 5 катеров подорвались на минах, 4 катера погибли от огня самолетов, 1 - в бою с вражескими катерами.  К весне 44-го наши войска освободили левобережье Днепра и отрезали гитлеровцев в Крыму. Немцам удалось наладить снабжение своих войск по морю. Для того, чтобы заблокировать вражеские морские коммуникации, 2-й бригаде ТКА пришлось совершить переход в Каркитинский залив вокруг Крымского полуострова, занятого противником, избегая ударов авиации и сторожевых кораблей, пройти путь, более чем в два раза превосходящий дальность плавания Г-5. Катера шли строем клина. Для скрытности перехода была выбрана соответствующая погода - волна до шести баллов и густой туман. На восьмом часу перехода капитан второго ранга Проценко был вынужден дать команду "стоп", хотя никто не отстал: на его катере моряки стучали зубами, дрожа от холода и ветра. По радио он передал непредусмотренную команду: "По сто граммов, по куску свинины, по плитке "колы"! Отдых пять минут!" На двадцать втором часу три командира на очередной остановке упали у штурвалов, потеряв силы. Проценко приказал боцманам заменить их. Но едва взревели моторы, командиры, как тени, вновь встали к рулям. Из 13 катеров до места назначения добрались 9: три катера вернулись из-за неполадок в двигателях, а катер Игошина заблудился и был расстрелян вражескими катерами в бухте Ак-Мечеть. С этого времени торпедные катера в районе Севастополя действовали с двух направлений.  В Каркитинском заливе катерники Проценко базировались на голом пустынном берегу. Моряки оставались на катерах, мокрые с головы до ног, греясь поочередно в моторных отделениях. Командный пункт с радиостанцией разместился в воронке от авиабомбы. На всем берегу это было единственное укрытое от ветра место. Питались моряки ухой из рыбы, добытой тут же. Однажды ночью от Пилипенко приняли радиограмму с моря: "Потопил баржу коровами". Сперва решили, что подшутил, но утром все прояснилось. Точно, на десантной барже, кроме солдат, были коровы. Одну из них Пилипенко хотел прибуксировать за рога - славное получилось бы блюдо взамен надоевшей ухи, но трос лопнул на большом ходу, и корова осталась в море.
Так, на Балтике они сначала обороняли Лиепаю, Моонзундские острова, затем в 1944 г. участвовали в Выборгской, Земландской и Моонзундской наступательных операциях. Позднее, в 1945 г., они обеспечивали морскую блокаду Курляндского плацдарма...  На Тихом океане в августе 1945 г. катера Г-5 активно участвовали в освобождении Южного Сахалина и в боях у берегов Северной Кореи.  Однако на открытых морских театрах "пятеркам" приходилось туго - сказывалась их малая мореходность. По той же причине Г-5 не могли воевать в Северном море. Здесь действовали крупные и более мореходные деревянные Д-3, созданные в 1939 г. Л. Л. Ермашом и П. Г. Гойкинсом, и американские "Восперы" и "Хиггинсы", поставлявшиеся по ленд-лизу. Лишь с августа 1944 г. на смену катерам, спроектированным в КБ Туполева еще в 29-м, пришли малые ТКА "Комсомолец", которые участвовали в завершающих боях на Балтике.  Зато на реках и озерах туполевским торпедоносцам не было равных. На Азовском и Каспийском морях, на Ладожском и Онежском озерах, на Волге и Дунае эти катера использовались исключительно широко, но главным образом не по прямому назначению. На Онежском озере АКА-5 провели классическую для условий крупного озера операцию по огневой обработке побережья в районе вражеского опорного пункта Важероксы, когда с них был дан залп 192 "эресами". А отряд АКА под командованием В. С. Пилипенко в составе Дунайской флотилии закончил войну в Вене, пройдя с боями вверх по реке 2100 км
Здесь есть данные и по др проектам катеров Г-8...

Аватара пользователя
РУСИВАН
Главком
Главком
Сообщения: 82259
Зарегистрирован: 26 авг 2004 05:39
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение РУСИВАН » 08 сен 2005 11:01

Могу предположить, что сейчас придёт Фагот и начнёт нам занудно объяснять, что согласно НЕМЕЦКИМ документам никаких кораблей в указанные сроки потоплено не было... И т.д. и т.п....

Я знаю где-то есть моя звезда
её сегодня тучи закрывают
Но если не на плахе голова
то может пронесёт меня лихая...

Вот у меня остается и последний вопрос - сколько из публично заявляющих о своей ненависти к стране (при том, что выделить государство из страны они не могут) хоть палец о палец ударило, чтобы улучшить ситуацию? В той же медицине. В той же армии. В той же полиции. Да, это сложнее, чем твитнуть, лайкнуть и зафейсбучить, но все - таки.
И остается вопрос - сколько из них нормальных купленных нашими зарубежными друзьями агентов, а сколько просто идиотов, твердо знающих, что булки растут на деревьях и стоит только выгнать всех медиков, убить всех полицейских, повесить всех чиновников - как тут же станет жить прекрасно? (Н.Берг)

Аватара пользователя
Николай расковский
старший лейтенант
старший лейтенант
Сообщения: 834
Зарегистрирован: 23 мар 2005 08:51
Откуда: Москва, Тушино
Контактная информация:

Сообщение Николай расковский » 08 сен 2005 15:21

РУСИВАН
Могу предположить, что сейчас придёт Фагот и начнёт нам занудно объяснять, что согласно НЕМЕЦКИМ документам никаких кораблей в указанные сроки потоплено не было... И т.д. и т.п....
Я ты скачай моногорафию по Г-5 по данной мной сылке, и мне ничего не придётся, как ты выразился, "занудно объяснять".
Есть у меня мечта: оштрафовать Ксению Собчак по ч.3 ст. 20.20 КоАП РФ

Аватара пользователя
РУСИВАН
Главком
Главком
Сообщения: 82259
Зарегистрирован: 26 авг 2004 05:39
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение РУСИВАН » 08 сен 2005 19:39

Так ить ссылочка-то не работает - раз.
Догадываюсь, что ты мог за документы привести, и заранее отношусь к ним с подозрением - два.

Я знаю где-то есть моя звезда
её сегодня тучи закрывают
Но если не на плахе голова
то может пронесёт меня лихая...

Вот у меня остается и последний вопрос - сколько из публично заявляющих о своей ненависти к стране (при том, что выделить государство из страны они не могут) хоть палец о палец ударило, чтобы улучшить ситуацию? В той же медицине. В той же армии. В той же полиции. Да, это сложнее, чем твитнуть, лайкнуть и зафейсбучить, но все - таки.
И остается вопрос - сколько из них нормальных купленных нашими зарубежными друзьями агентов, а сколько просто идиотов, твердо знающих, что булки растут на деревьях и стоит только выгнать всех медиков, убить всех полицейских, повесить всех чиновников - как тут же станет жить прекрасно? (Н.Берг)

Ответить

Вернуться в «История флота»