Ситуация в Армении

обсуждение ситуации на пространстве быв. СССР и в первую очередь в России.
Аватара пользователя
sas
Главком
Главком
Сообщения: 52766
Зарегистрирован: 22 сен 2005 21:34
Контактная информация:

Сообщение sas » 28 ноя 2009 19:39

Итак..привожу статью с форума "Араспэл"
Полностью
"ОБОРОНА ИЛИ НАСТУПЛЕНИЕ?
О плане ведения войны с Азербайджаном.

ГАРЕГИН ВАРДАНЯН

Руководство Азербайджана готовит свою страну к войне за возвращение Карабаха.

Государственная пропаганда Азербайджана создала и поддерживает из Армении и армян образ врага. 9 марта 2007 года президент Азербайджана Ильхам Алиев на открытии первого форума руководителей диаспорских организаций Азербайджана и Турции, в присутствии премьер-министр Турции Реджеп Эрдогана заявил, что будущее самой Армении может стать под вопросом, если она не откажется от необоснованных притязаний к Азербайджану и Турции 1. Это заявление является прямой угрозой существованию армянской государственности.

С другой стороны, Азербайджан ежегодно значительно увеличивает свой военный бюджет, размер которого с $175 млн. в 2004 году достигнет в 2007 году, согласно заявлениям президента И. Алиева, $1 млрд. Для сравнения, расходы на оборону Армении в 2007 году по линии государственного бюджета составят около $280 млн2.

Резко возросший военный бюджет позволяет Азербайджану усиливать боевые возможности своих Вооруженных Сил, в том числе и путем закупок все большего количества вооружений и военной техники (ВВТ). Так, только за 2005-2006 гг., помимо остальных вооружений, Азербайджан приобрел 7 штурмовиков Су-25, 14 истребителей Миг-29, 85 танков Т-72, 83 артиллерийские системы, калибром более 100 мм, в том числе и 12 установок 300 мм РСЗО “Смерч”3. Осуществляя подобные массовые закупки вооружений, Азербайджан по отдельным категориям военной техники нарушает свои обязательства в рамках Договора об ограничении обычных вооружений в Европе (ДОВСЕ).

В нынешних условиях реальной военной угрозы со стороны Азербайджана, власти Армении должны предпринять все необходимые меры, чтобы как Армянская Армия (Вооруженные Силы Армении и Армия Обороны Арцаха), так и общество в целом, были готовы к возможной войне. Для военных экспертов первостепенное значение должно иметь не степень вероятности начала войны, а наличие у вероятного противника самой возможности нанесения военного поражения армии собственной страны. Этот известный постулат особенно актуален для Армении, так как, учитывая ее сложное геополитическое окружение и размер территории, даже одно военное поражение может привести к уничтожению армянской государственности4.

Для усиления обороноспособности страны, необходимо как скорейшее проведение кардинальной военной реформы, которая должна затронуть систему подготовки отдельных категорий личного состава, так и осуществление масштабной государственной программы закупки вооружений, для усиления отдельных родов и видов войск.

Как известно, долгосрочная программа военного строительства должна осуществлятся на основе утвержденной Военной доктрины, в которой бывают отражены способы ведения войн с вероятными противниками, с учетом политических целей и возможностей страны. В условиях отсутствия утвержденной Военной доктрины, в данной работе речь пойдет о конкретном Плане ведения войны с Азербайджаном.

От выбора военной стратегии в возможной войне с Азербайджаном, являющимся наиболее вероятным противником Армении, во многом будет зависеть, какая модель и структура Вооруженных Сил будет являеться оптимальной для Армении. Кроме того, от этого выбора будет зависеть, преимущественно какие системы вооружения – оборонительные (в первую очередь комплексы ПВО, артиллерийские установки и др.) или наступательные (боевые самолеты, ударные вертолеты, танки и др.), должна будет закупать Армения, в условиях навязанной нам Азербайджаном гонки вооружений.

Для выбора оптимального способа ведения возможной войны с Азербайджаном, необходимо прежде всего четко определить те главные политические цели, к которым должна стремится Армения в послевоенный период. И только с учетом этих политических целей и должна быть определена главная цель войны с Азербайджаном, исходя из принципа подчиненности военной стратегии - политике (большой стратегии).

По нашему мнению Армения должна стремиться к достижению в послевоенный период одной из двух основных политических целей:

1. Признание Азербайджаном независимости НКР (или его де-юре присоединение к РА), с общей нормализацией отношений между двумя странами в перспективе.
2. Сведение до минимума вероятности новой войны с Азербайджаном.

Достижение Арменией любой из указанных политических целей станет возможным только при условии, если Армянской Армии удастся добиться в возможной войне главной цели - решительного разгрома армии Азербайджана и освобождения очередной части армянской земли. Только очередное тяжелое военное поражение с сопутствующими территориальными потерями докажут Азербайджану всю бесперспективность попыток силового решения Карабахского конфликта и невозможность победить Армению в войне.

Для лучшего представления возможных способов ведения войны с Азербайджаном, условно разделим линию соприкосновения войск противоборствующих сторон на три основных фронта (см. прилагаемую карту): Арцахский, Северо-Восточный (от стыка границ Армении с Азербайджаном и Грузией, до начала Мровдагского хребта) и Нахичеванский. В настоящее время войска противника дислоцированы следующим образом:

1. 1-ый, 2-ой и 3-ий армейские корпуса расположены вдоль границ НКР и Северо-Востока Армении
2. 4-ый корпус прикрывает Баку и побережье
3. 5-ый расположен в Нахичеване5

Какова же будет военная стратегия Армении в вероятной войне с Азербайджаном, начнись она сейчас, либо в близжайшем будущем ? Судя по всему, высшее политическое и военное руководство страны продолжает придерживаться Оборонительного плана ведения войны. Данный вывод напрашивается, исходя из анализа дислокации армянских войск, их организационной структуры, а также количества военной техники, стоящей на вооружении Вооруженных Сил РА.

Хотя Армия Обороны(АО) Арцаха и обладает значительной ударной силой, однако одними лишь действиями на Арцахском фронте она не в состоянии разгромить основные силы противника и вынудить его прекратить войну. Это объясняется следующими причинами:

1. Азербайджанская Армия превосходит АО Арцаха по численности и вооружению в несколько раз.
2. Противник создал на Арцахском фронте эшелонированный оборонительный рубеж, преодоление которого будет представлять собой весьма серъезную задачу.
3. Развитые коммуникации данного региона позволяют противнику производить быструю переброску войск на угрожаемые участки фронта, как с других участков, так и из глубокого тыла Азербайджана6 .

Поэтому, наступление или контнаступление армянских войск только на одном, Арцахском фронте может привести лишь к тактическому успеху.

В свою очередь, Вооруженные Силы Армении пока не имеют крупных подвижных бронетанковых соединений, необходимых для быстрого прорыва подготовленной обороны и разгрома основных сил противника на Северо-Восточном фронте, на гянджинском направлении. Не обладает Армения также и полноценной, сбалансированной по составу боевой авиацией, необходимой для завоевания господства в воздухе и эффективной поддержки сухопутных войск в наступательной операции.

Следовательно, как и на последнем этапе прошлой войны (декабрь 1993 - апрель 1994), Армения будет придерживаться Оборонительного плана ведения войны, основанного на принципах маневренной обороны. Этот вид обороны будет заключаться в удержании заранее намеченных оборонительных рубежей, широким применении маневров войсками и нанесении контрударов.

Безусловно, оборона является наиболее устойчивой формой ведения боевых действий, особенно когда противник обладает преимуществом в численности войск и вооружении. Однако, для правильного выбора военной стратегии необходимо учитывать в комплексе как оперативные, так и военно-политические соображения. При подобном подходе, Оборонительный план ведения войны с Азербайджаном, по нашему глубокому убеждению, не является для Армении оптимальным и имеет серьезные недостатки. Рассмотрим основные из них:

1. Невозможность разгрома армии противника

При оборонительном плане ведения войны, главной задачей для Армянской Армии будет удержание нынешнего оборонительного рубежа. Отражение сильного наступление противника, который за прошедшие годы значительно усилил ударные возможности своей армии, потребует высокого напряжения сил обороняющихся войск, неизбежно приведет к потерям в живой силе, военной технике и значительному расходу боеприпасов. И только в случае успешного отражения наступления противника, истощении его наступательного потенциала и при наличии необходимых сил и средств для прорыва эшелонированной обороны противника, армянские войска смогут перейти в контрнаступление.

При контрнаступлении на одном или нескольких направлениях Арцахского фронта, армянским войскам придется фронтально штурмовать укрепленный оборонительный рубеж противника, который сможет использовать свои войсковые резервы для организации устойчивой обороны на подготовленом оборонительном рубеже.

Подобные действия Армянской Армии будут прямыми и ожидаемыми для противника. И даже в случае прорыва армянскими войсками тактической зоны обороны, противник, используя развитые коммуникации этого региона (железнодорожные линии и автомагистрали), будет в состоянии отразить контрнаступление. Для этого он сможет быстро перебросить на угрожаемый участок фронта, как часть войск Шамхорского корпуса, прикрывающего второстепенный при Оборонительном плане участок фронта - границу с Арменией, так и войска Бакинского корпуса.

Именно такой исход имела Тер-Терская операция АО Арцаха в апреле 1994 года, когда многомесячное наступление азербайджанской армии захлебнулось и армянские войска перешли в контрнаступление. Несмотря на то, что в результате наступления АО Арцаха и удалось потеснить противника и освободить несколько сел Мардакертского района, но развить успех в направлении г.Тер-Тер, даже ценою неоднократных кровопролитных атак, осуществить так и не удалось.

Следовательно, при использовании Оборонительного плана ведения войны у армянских войск практически не будет шансов на разгром его основных сил и достижения в войне решительной победы.

2. Уязвимость Армении при затяжной войне

Азербайджан начнет новую войну для достижения одной из своих двух основных целей:

1. Возвращение части освобожденной армянскими войсками территории Низинного Арцаха, находящейся вне границ бывшей Нагорно-Карабахской Автономной Области. Приближение новой линии фронта к районным центрам и столице Степанакерту создаст постоянную угрозу нового удара по Арцаху, тем самым даст Азербайджану возможность вести с армянской стороной мирные переговоры с позиции силы.
2. Полный захват Арцаха – всех территорий вне международно признанных границ Республики Армении, находящихся ныне под контролем армянских вооруженных сил7 .

Поэтому, основные боевые действия в возможной войне, вероятнее всего, развернутся на Арцахском фронте. Азербайджан попытается быстро добиться указанных целей проведением одной скоротечной военной кампании, чтобы избежать, в частности, нарастающего по мере людских потерь недовольства своего населения, а также неизбежного с началом войны давления мирового сообщества.

В тоже время, за прошедшие годы каждая из сторон создала на Арцахском фронте хорошо укрепленный оборонительный рубеж, состоящий из нескольких полос. Кроме того, с началом войны и проведением обеими сторонами мобилизации, с обеих сторон фронта возрастет плотность дислоцированных войск. Таким образом, в случае начала войны, быстрый прорыв оборонительного рубежа фронтальными атаками (при наступлении или контрнаступлении), будет непростой задачей для любой из сторон. Не добившись быстрого военного успеха, руководство Азербайджана будет вынуждено продолжить военные действия для достижения успеха, так как его отсутствие может стоить ему потерю власти. Поэтому, существует высокая вероятность, что война может принять позиционный, затяжной характер и тогда преимущество будет за стороной, обладающей большими людскими и материальными ресурсами – вооружением и военной техникой, боеприпасами, горючим и т.п.

Так, как ни Азербайджан, ни Армения не производят основной спектр вооружения и боеприпасов, то они должны будут их приобретать за границей и доставлять на фронт. В этом вопросе Азербайджан будет в значительно более выгодном положении, чем Армения. Азербайджан сможет получать военные грузы как через территорию своего стратегического партнера - Грузию, так и через Каспийское море из Казахстана. С другой стороны, Грузия под давлением Азербайджана и Турции может либо не допустить использование своего наземного и воздушного пространства для транзита военных грузов в Армению, что она уже не раз осуществляла, либо существенно замедлить их прохождение по своей территории. Иран же, опасаясь негативной реакции исламского мира, может вовсе не позволить Армении использовать свою территорию для переправки военных грузов.

Потребность в вооружениях и боеприпасах, как известно, зависит от интенсивности боевых действий и продолжительности войны. Каким бы большим ни был запас вооружений и боеприпасов Армянской Армии, он может быть быстро исчерпан в ходе боевых действий и исход войны для Армении будет зависеть от возможности их скорейшей доставки в страну.

Здесь полезно будет вспомнить арабо-израильскую войну Судного дня (октябрь 1973 г.), когда произошло внезапное нападение Египта и Сирии на Израиль. Военные действия велись с такой интенсивностью, что израильские войска быстро израсходовали все имеющиеся в стране значительные запасы боеприпасов. В ту войну, которая продлилась всего 18 дней, Израиль спасла помощь США, организовавшей между двумя странами воздушный мост, по которому было доставлено необходимое количество вооружений и боеприпасов, в количестве одной трети стратегического запаса США8 .

Следовательно, при выборе армянской стороной оборонительной стратегии ведения войны весьма вероятен ее затяжной характер. Это может привести к ухудшению снабжения Армянской Армии вооружением и боеприпасами, что, в свою очередь, может создать на фронте критическую ситуацию.

3. Высокий уровень потерь

За годы перемирия Азербайджан увеличил численность своих боевых самолетов, танков и, особенно, артиллерии. С началом войны, противник подвергнет оборонительные позиции армянских войск массированным артиллерийским обстрелам и авиационным бомбардировкам, что может привести к значительным жертвам среди личного состава армянских войск.

Нельзя исключать и возможности прорыва фронта противником, что также приведет к крупным потерям. Напомним, что во время последнего этапа прошлой войны (декабря 1993 - апрель 1994), противнику удалось в начале зимней кампании прорвать фронт на кельбаджарском направлении и значительно потеснить наши войска на физулинском и горадизском направлениях, в результате чего армянская сторона понесла большие потери. А ведь тогда разница в боеспособности между армянскими войсками (состоящими в основном из опытных бойцов и резервистов) и азербайджанскими войсками (представленными в основном призывниками), в пользу первых, была гораздо больше, чем сейчас.

Кроме того, нельзя исключать, что противник, как и в прошлой войне прибегнет к тактике тотальной войны, и подвергнет населенные пункты Арцаха артиллерийским обстрелам и авиационным бомбардировкам, для обеспечения исхода гражданского населения. Здесь необходимо учитывать наличие в арсенале противника как минимум 12 РСЗО "Смерч", обладающего большой поражающей силой, высокой точностью попадания и дальностью стрельбы до 70 км, что позволит ему обстреливать Степанакерт, Шуши и все районные центры Арцаха.

Следовательно, в случае применения противником указанной тактики, следует ожидать значительных жертв также и среди гражданского населения Арцаха.

4. Негативные последствия войны

Как уже было сказано, в случае применения оборонительной стратегии, Армения будет не способна разгромить противника и выиграть войну. В лучшем случае Армянской Армии удастся отразить агрессию противника и сохранить нынешние границы. Война прекратится по воле Баку, когда иссякнут наступательные возможности его армии.

Максимальным (хотя вовсе не обязательным) наказанием Азербайджана, как страны-агрессора, может стать всего лишь временное замораживание его членства в Совете Европы и формальное осуждение частью мирового сообщества. Дипломатическая поддержка со стороны Турции и ряда других стран (в частности, Пакистана, Израиля, Украины, Грузии, Молдовы) и значение Азербайджана как страны-экспортера нефти не позволят Армении добиться международной изоляции Азербайджана и применения против него жестких санкций. С другой стороны, Азербайджан обладает возможностью быстро, за 1-2 года, восстановить свой военный потенциал, учитывая что активы только его Государственного Нефтяного Фонда в настоящее время состовляют около $1.6 млрд. долларов, а к 2008 году они должны достичь $10 млрд., согласно заявлению директора Фонда9.

В свою очередь, последствия затяжной войны для Армении, даже при ее благоприятном исходе, будут весьма негативными. Понесенные потери и сохранение вероятности очередной войны с Азербайджаном, может привести к новой волне массовой эмиграции из Армении10. Сократится и объем инвестиций в Армению, что негативно скажется на ее экономике. Кроме того, в отличие от Азербайджана, Армения не обладает финансовыми возможностями для быстрого восстановления своего военного потенциала. Маловероятно также, что Россия безвозмездно восполнит Армении ее потери в военной технике.

Факт уязвимости Армении в восстановлении своего военного потенциала после войны “без победителей” известен Азербайджану, который не преминет воспользоваться им и позволит себе в дальнейшем выступать на переговорах с Арменией с жестких позиций, требуя от нее больших уступок. Отсутствие же существенного наказания за развязанную и не проигранную Армении войну, может спровоцировать Азербайджан в будущем на новую попытку военного реванша.

Таким образом, при использовании Оборонительного плана ведения войны, даже успешно отразив военную агрессию противника, Армения не сможет добиться для себя стабильного и долговременного состояния мира. Вместе с тем следует признать, что выбор оборонительной стратегии в возможной войне с Азербайджаном был оправдан в первое десятилетие перемирия. Это обусловлено тем, что в этом промежутке был достигнут реальный военный баланс, а все еще слабая экономика Армении была не в состоянии обеспечить необходимого уровня расходов на оборону, в том числе для кардинального реформирования Армянской Армии и закупок вооружений.

Однако, начиная с 2005 года, благодаря значительному росту расходов на оборону, Азербайджан ежегодно усиливает боевые возможности своей армии, что означает, в случае начала войны, увеличение той цены (количество жертв, разрушение инфраструктуры и пр.), которую придется заплатить Армении для отражения агрессии противника.

В то же время, окрепшая в последние годы экономика Армении позволяет значительно увеличить расходы на оборону. Принимая во внимание прогнозы относительно сохранения в ближайшие годы высоких темпов роста экономики и тенденцию по увеличению расходов на оборону, мы может предположить, что в 2007-2009 гг. Армения сможет потратить на закупки вооружений только из средств Государственного бюджета, не являющимся единственным источником финансирования национальной обороны, как минимум $300 млн. К тому же, являясь членом ОДКБ, Армения имеет возможность закупать российское вооружение по внутренним ценам. Более того, еще в прошлом году было заявлено, что Россия станет продавать оружие отдельным государствам в кредит, на что может расчитывать Армения, как ее стратегический партнер.

Учитывая появившиеся возможности, Армения должна приступить к осуществлению запоздавшей военной реформы, что вместе с закупкой новейших систем вооружения позволит поднять боевые возможности Армянской Армии на качественно новый уровень. Принимая во внимание эти обстоятельства, руководство Армении, в рамках разрабатываемой Военной Доктрины, может рассмотреть целесообразность сохранения Оборонительного плана ведения войны с Азербайджаном и возможность принятия в ближнесрочной перспективе нового плана войны.

Исходя из необходимости достижения главных политических целей и принимая во внимание слабые стороны Оборонительного плана, мы можем приступить к обоснованию Наступательного плана ведения войны с Азербайджаном. Сразу же отметим, что успешное осуществление предлагаемого плана станет возможным только в том случае, если в рамках военного строительства за 3-4 года будут значительно повышены нынешние боевые возможности Армянской Армии путем проведения военной реформы, а также значительного усиления ВВС и бронетанковых войск, являющимися основными инструментами наступательных войн.

* Учитывая значительное преимущество Азербайджана в людских и материальных ресурсах, а также в возможностях приобретения и быстрой доставки на фронт военной техники и боеприпасов, армянские войска в возможной войне должны стремиться к блицкригу – быстрому и полному разгрому противника. При затягивании войны у Армении практически не останется шансов одержать решительную победу.
* Блицкриг может быть достигнут только в случае скоротечного окружения и разгрома основных сил противника в результате проведения одной широкомасштабной наступательной операции. При нынешней конфигурации линии соприкосновения сторон и дислокации азербайджанских войск, этой цели можно достичь только в случае окружения группировки войск противника, расположенной в Северно-Западном Азербайджане. Для этого Армянская Армия должна осуществить наступление двумя ударными группировками войск (см. карту):
o левым флангом – на Северо-Восточном фронте, по направлению Шамхор- Гянджа;
o правым флангом – на Арцахском фронте, по направлению Барда-Евлах-Мингечаур;
* Вывод о возможности скоротечного окружения и разгрома основных сил противника основывается на следующих основных предпосылках:

1. Как выше уже было сказано, начав войну, Азербайджан бросит свои основные силы против Арцаха. Только создав многократное превосходство в силах и средствах над Армией Обороны Арцаха, численность которой составляет по данным ряда экспертов около 20,000 человек, а после мобилизации она может быть доведена до 40,00011, противник может расчитывать на прорыв эшелонированного оборонительного рубежа. Если мы еще учтем необходимость сохранения противником одного армейского корпуса в Нахичеване для его надежной защиты, а также оставления отдельных армейских частей в Баку, то станет очевидным, что у него не останется крупных сил регулярных войск для надежного прикрытия 220 км участка границы Азербайджана с Северо-Востоком Армении.

Это обстоятельство дает возможность Армянской Армии создать на Северо-Восточном фронте решающее превосходство в силах и средствах над противостоящим противником, для организации крупного наступления на Гянджу.

2. Устойчивость Шамхорского и Бардинского корпусов противника, в значительной степени зависит от состояния двух коммуникационных линий, проходящих через реку Кура в районе Евлаха и Мингечаура, а также от рокадной дороги Шамхор-Евлах-Агджабеды-Байлакан. В то же время, эти ключевые коммуникации противника находятся в 45 км от передовых позиций АО Арцаха в районе с. Талыш.

С другой стороны, от позиции армянских войск в районе с. Баш Карвенд до р.Кура восточнее Барды всего 40 км. Как известно, река Кура, ширина которой в ее течении ниже Мингечаурского водохранилища составляет 100-200м, а глубина 4-5,5 м, является хорошим естественным рубежом. Столь близкое расположение позиций армянских войск от важнейших коммуникаций противника и р. Кура, создают реальную возможность рассечения войск противника, расположенных западнее Куры, на две части, в случае выхода армянских войск к реке восточнее Барды. Продолжение же наступления и выход армянских войск к Евлаху и Мингечауру отрежет весь Северо-Запад Азербайджана от остальной части страны.

В общих контурах, предлагаемый Наступательный план ведения войны с Азербайджаном выглядит следующим образом:

* В случае нападения Азербайджана на Арцах, Армянская Армия держит оборону первые 2-3 дня, до завершения мобилизации резервистов. За эти дни ВВС Армении должны разрушить все железнодорожные и автомобильные мосты через реки Кура и Аракс12 на протяжении от Мингечаурского водохранилища до слияния двух рек у Сабирабада.
* С 3-4-го дня войны Армянская Армия начинает наступательную операцию на двух операционных направлениях и одновременно наносит главные удары на Северо-Восточном и Арцахском фронтах, для окружения и разгрома противостоящего противника и выхода на рубеж реки Кура, на протяжении от района ее течения восточнее Барды до Мингечаура.
* Войска левого фланга Армянской Армии, действуя на Северо-Восточном фронте, на первом этапе операции должны будут, создав высокие оперативные плотности сил и средств, прорвать оборонительный рубеж противника на нескольких участках. Их дальнейшая задача – действиями на двух направлениях Шамхор-Гянджа и Кедабек-Гянджа, разгромить войска противостоящего противника и выйти к Гяндже, после чего установить боевое взаимодействие с наступающей группировкой правого фланга.
* Одновременно с войсками левого фланга, на Арцахском фронте в наступление переходят войска правого фланга. Задача войск правого фланга – разгром противостоящих войск противника и выход к Евлаху и Мингечауру.

Главный удар наносится в северо-восточном (бардинском) направлении, для быстрого выхода к Куре и рассечения войск противника.

Одновременно с главным, войска правого фланга наносят также вспомогательный удар в восточном (агджабединском) направлении, для прикрытия тыла наступающей на Евлах группировки, и сковывания отсеченной, южной группировки войск противника.
* Весьма вероятно, что противник попытается быстро переправить в Северо-Западный Азербайджан свои крупные войсковые резервы. Но преодоление Куры на узком 30 км участке от Мингечаура до течения Куры восточнее Барды, который имеет обрывистые берега высотой 1-10 м, будет представлять весьма трудную задачу, особенно в условиях противодействия армянской авиации и дальнобойной ракетной артиллерии (273-мм РСЗО WM-80), до выхода к реке армянских бронетанковых частей.

При реализации данного плана, в отличие от описанной выше контраступательной операции на Арцхаском фронте, командование противника не будет располагать оперативными резервами для остановки наступления армянских войск на Евлах, так как войска Шамхорского корпуса будут задействованы в отражении мощного наступления на Гянджу.
* В случае успешного хода операции, войска северной группировки противника будут с трех сторон окружены армянскими войсками между Гянджой и Евлахом, а с севера они будут упираться в Мингечаурское водохранилище. Азербайджанские войска будут вынуждены вести боевые действия в условиях перевернутого фронта, то есть без подготовленных оборонительных рубежей, отрезанные от своих основных баз снабжения, в тяжелой оперативной и психологической обстановке.

Если часть окруженных войск противника попытается закрепиться в Гяндже, то армянским войскам придется, избегая штурма Гянджи, блокировать их, окружив для этого город.
* Противник может нанести контрудар в направлении Агджабеды-Барда, для выхода в тыл наступающей группировки армянских войск. Однако, в этом случае армянские войска могут ответить ударами по направлениям Агдам-Агджабеды и Физули-Байлакан, которые по меньшей мере ослабят давление противника на Бардинском направлении и позволят выиграть время, необходимое для завершения окружения и разгрома двух корпусов противника.
* Оставшаяся южнее г. Барда группировка азербайджанских войск, окажется зажатой между армянскими войсками и реками Кура и Аракс, с разрушенными мостами, что затруднит ее снабжение. Если после потери своей основной, северной группировки войск Азербайджан откажется завершить войну, то армянским войскам придется решать задачу разгрома южной группировки. В этой ситуации армянские войска должны будут нанести по группировке противника рассекающие удары с выходом на берег р. Кура.
* В том случае, если после прекращения активной фазы военных действий Азербайджан откажется сесть за стол переговоров либо мирного соглашения не удасться достичь, то армянская сторона в удобные для себя сроки в одностороннем порядке отводит свои войска на новый, заранее подготовленный оборонительный рубеж, оставляя за собой территорию Северного Арцаха, включая Шаумяновский район.

Одним из возможных вариантов прохождения нового оборонительного рубежа является линия с. Чинари (Тавушский марз) - с. Чардохлу – Бананц - Тер-Тер, которая опирается на лесные массивы предгорий Северного Арцаха и сокращает протяженность нынешней линии фронта на 60 км. При этом, передовые позиции армянских войск будут проходить всего в 20 км от Гянджи, создавая тем самым постоянную угрозу второму городу Азербайджана. Положение оставшейся части Северо-Западного Азербайджана, с точки зрения организации обороны, окажется еще более уязвимым, что станет одним из факторов, сдерживающих Азербайджан от новой войны.

Представленный Наступательный план ведения войны имеет следующие преимущества над Оборонительным планом:

1. Нарушение стратегической устойчивости противника

* Руководство Азербайджана более 12 лет готовит свою Армию и общество к наступательной войне для возвращения Карабаха и прилегающих районов. Азербайджанские войска готовятся для ведения основных боевых действий на Арцахском фронте. В случае же реализации предлагаемого Наступательного плана, в первые же дни войны Армянской Армией внезапно будет нанесен мощный удар на второстепенном для противника участке фронта, по густонаселенному Северо-Западу Азербайджана. В этих условиях командованию противника придется решать принципиально иные задачи: оборону Северо-Запада Азербайджана, а в дальнейшем и спасением своих войск, находящихся под угрозой окружения. Для этого противник должен будет, в условиях изменившегося фронта, попытаться перегруппировать свои силы для защиты г. Гянджи, перебросив для этой цели войска с других участков. А масштабная перегруппировка войск, как известно, приводит к временному снижению боеспособности любой армии.
* В результате наступления армянских войск на двух направлениях окажутся заблокированными важнейшие коммуникации, по которым осуществляется снабжение войск противника, расположенных на правобережье Куры (ж/д линии Акстафа-Гянджа-Евлах-Баку и Гянджа-Мингечаур-Бейлакан, шоссе Гянджа-Евлах-Баку и Гянджа-Мингечаур-Баку, а также рокадная дорога Шамхор-Евлах-Агджабеды-Байлакан). Таким образом, внезапное мощное наступление Армянской Армии одновременно на Гянджу и Евлах, учитывая их стратегическое значение, нарушит устойчивость всей системы обороны Северо-Запада Азербайджана, что облегчит задачу разгрома его войск боевыми действиями на тактическом уровне.

2. Оперативная гибкость плана

Предлагаемый план обладает оперативной гибкостью, обусловленной созданием на обеих направлениях угроз одновременно нескольким обьектам противника. Это даст возможность командованию армянских войск выбирать объект удара в зависимости от изменившейся обстановки и будет постоянно ставить командование противника в трудное положение неопределенности.

Так, одна из группировок левого фланга армянских войск будет иметь два основных варианта действий:

1) ударить во фланг войск противника в районе Шамхора, действуя по направлению Кедабек-Шамхор;

2) осуществить маневр в направлении Дашкесан-Бананц-Гянджа и выйти к западным пригородам Гянджи и ударить в тыл войск противника в районе Шамхора;

Часть сил правого фланга армянских войск, достигших Евлаха, также сможет действовать в нескольких направлениях:

1) ударить в тыл войск противника в районе Гянджи.

2) нанести удар в тыл войск противника в районе Тер-Тера для их разгрома и развития наступления по направлению Геранбой-Гянджа.

3. Сосредоточение усилий и меньшая продолжительность войны

Вышеприведенный план блицкрига основан на принципе решительного сосредоточения боевого потенциала Армянской Армии на 2-х главных направлениях, для достижения главной цели войны – быстром разгроме основной группировки войск противника. Этот план соответствует принципу рационального использования ограниченных ресурсов Армении (в первую очередь – войск, ВВТ и боеприпасов) намного больше, чем Оборонительный план, который рассредоточивает боевой потенциал Армянской Армии как по всей длине фронта, так и по времени ведения военных действий.

Наступательный план позволяет быстро, в течении 2-3 недель закончить войну разгромом противника, что значительно снизит уровень потерь среди армянских войск, по сравнению с Оборонительным планом. Как известно, во время прошлой войны наступательные операции армянских войск по овладению Шуши, Лачином, Кельбаджаром, Агдамом, Физули, Джебраилом, Кубатлы и Зангеланом все вместе взятые стоили нам меньших потерь, чем одна зимняя кампания 1993/1994 гг., во время которой армянские войска держали оборону.

Кроме того, в предлагаемой наступательной операции, в условиях бысро изменяющейся оперативной обстановки, в большей мере, чем в оборонительной операции, могут быть использованы преимущества Армянской Армии над противником в таких аспектах, как боевая выучка войск и управление войсками командным составом.

4. Основные военные действия развернутся вне пределов Арцаха и РА

Основные боевые действия развернутся на территории противника, что позволит значительно уменьшить число возможных жертв среди армянского гражданского населения, а также значительно снизить масштабы разрушений населенных пунктов и иной инфраструктуры в Арцахе и приграничных районах Армении. Это особенно важно с учетом того, что в новой возможной войне с обеих сторон будут участвовать более крупные армии, обладающие гораздо большим количеством артиллерии и авиации.

5. Освобождение Северного Арцаха

Развязывание Азербайджаном войны, является единственной для Армении возможностью для освобождения Северного Арцаха вместе с Шаумяновским районом, незаконно переданного Азербайджану в советское время. Возвращение Северного Арцаха армянской стороне должно быть обосновано наказанием Азербайджана, как страны-агрессора, развязавшего войну, а также в рамках решения Армянского Вопроса.

Предложенный план ведения войны с Азербайджаном, как уже было указано, фактически является планом молниеносной войны, блицкрига. Нужно заметить, что Армянская Армия никогда еще не проводила наступательную операцию подобного масштаба и сложности. Более того, в настоящий момент Армянская Армия не имеет таких боевых возможностей, которые позволили бы ей успешно осуществить предлагаемый план молниеносной войны. В то же время осуществление ряда рекомендуемых мероприятий, по нашему убеждению, позволит Армении в течении 3-4 лет довести боевые возможности Армянской Армии до уровня, необходимого для реализации предлагаемого Наступательного плана.

Рекомендации

1. Ускоренное развитие ВВС

Анализ военных конфликтов, начиная со Второй Мировой Войны, указывает на ту исключительную роль, которую играют ВВС в современной войне. Так, арабо-израильские войны и Ирано-Иракская война убедительно доказали возможности ВВС компенсировать преобладание военного потенциала сухопутных войск противника13 . Кроме, того наблюдается устойчивая тенденция неуклонного увеличения процента боевых задач решаемых ВВС, от общего объема задач стоящих перед Вооруженными Силами. Так, если в арабо-израильском конфликте (60-70 гг.) на долю военной авиации приходилось порядка 55 - 60 процентов всего объема задач, то в операциях США в Югославии (1999 г.), а также в военных действиях в зоне Персидского залива (1991 и 2003 гг.) – уже не менее 70 - 80 процентов14. Поэтому все развитые армии мира придают развитию своих ВВС приоритетное значение.

Примечательно, что Азербайджан, имея значительный перевес над Арменией в количестве стоящих на вооружении боевых самолетов, продолжает закупать все новые партии самолетов, тем самым еще больше увеличивая существующий дисбаланс между ВВС двух стран.

Во время прошлой войны, до открытия Лачинского коридора, армянские авиаторы, благодаря высочайшему профессионализму и личному мужеству, сумели обеспечить окруженный Арцах всем необходимым – добровольцами, оружием, боеприпасами, горючим, продовольствием и пр. Окруженному Арцаху удалось выстоять, в значительной мере, именно благодаря действиям армянской авиации. Однако на следующем этапе войны, из-за отсутствия в тот период у Армении необходимого количества боевых самолетов и вертолетов, армянские войска так и не получили на поле боя существенной поддержки со стороны боевой авиации, что позволило бы оказать своевременную помощь защитникам Шаумяновского и Мардакертского районов, сохранить много жизней15.

В случае начала очередной войны с Азербайджаном Армянская Армия не должна остаться без поддержки полноценных ВВС, которая на этот раз будет вестись с гораздо более сильным врагом. Славные традиции армянской летной школы, высокий уровень развития гражданской авиации Советской Армении и достижения армянских авиаторов в Арцахской войне, являются той серьезной основой, которая безусловно позволит Армении, при выделении соответствующих ресурсов, создать эффективные ВВС.

С другой стороны, совершенно очевидно, что высокая стоимость современных боевых самолетов, достигающая нескольких десятков миллионов долларов США за каждый образец, потребует напряжения сил всей нации, так как одних лишь бюджетных средств Армении не хватит на создание эффективных ВВС. И здесь многое будет зависеть от руководства Армении, которое должно поставить перед нацией стратегическую задачу - скорейшего создания развитых ВВС, как важнейшего компонента в обеспечении военной безопасности армянской государственности.

Что же касается предложенного плана молниеносной войны, то для его успешного осуществления ВВС Армении должны быть способны выполнить следующие боевые задачи16 :

* Завоевание господства в воздухе;
* Нейтрализация системы ПВО Азербайджана на предполагаемом ТВД;
* Уничтожение мостов через реки Кура и Аракс;
* Непосредственная поддержка войск на поле боя, для прорыва подготовленной обороны и содействия высокому темпу продвижения наступающих группировок;
* Противодействие переброске на фронт и развертыванию войсковых резервов противника;

Как известно, в настоящее время самолетный парк ВВС Армении представлен в основном штурмовики Су-25, при практическом отсутствии истребительной авиации. Следовательно, ВВС Армении пока не в состоянии решать задачу завоевания господства в воздухе. А без решения этой задачи ВВС Армении не смогут эффективно выполнять стоящие перед ними задачи ни при наступательном, ни при оборонительном плане ведения войны. Поэтому, по нашему глубокому убеждению, приобретение, в возможно кратчайшие сроки, по меньшей мере одной эскадрильи легких, многофункциональных истребителей, сочетающих в себе функции самолета завоевания господства в воздухе и ударного фронтового бомбардировщика, должно является первоочередной задачей программы военного строительства ВС Армении. Указанным требованиям в значительной степени соответствует российский легкий истребитель МиГ-29 СМТ, поколения 4+. Этот самолет, что также очень важно, имеет на вооружении высокоточное оружие, в том числе и управляемые авиабомбы КАБ-500КР, применение которых позволит быстро и гарантированно уничтожить мосты через реки Кура и Аракс.

Кроме того, должны быть увеличены боевые возможности ВВС для непосредственной поддержки сухопутных сил на поле боя. Одним из возможных решений данной задачи могло бы стать приобретение новейших росссийских ударных вертолетов Ми-28Н и модернизация штурмовиков Су-25. Вертолет Ми-28Н, способный действовать в любое время суток и в сложных метеоусловиях, заменяющий по своим боевым характеристикам 3 ударных вертолета Ми-24, уже принят на вооружение Российской Армии и начал поступать в войска.

Модернизация штурмовиков в вариант Су-25СМ или Су-25ТМ, на сегодняшний день самую совершенную модификацию, приведет к значительному увеличению возможностей боевого применения самолетов, позволит применять их в любых погодных условиях и в любое время суток, а также использовать высокоточное оружие, в том числе и авиабомбы КАБ-500КР.

И наконец, для усиления возможностей ВВС по осуществлению тактических десантных операции в тылу противника необходимо увеличить летный парк военно-транспортных вертолетов Ми-8(17).

2. Усиление танковых войск

Локальные конфликты последних десятилетий показали, что танки, как и прежде, продолжают оставаться главной ударной силой сухопутных войск, способных обеспечить разгром армии противника и достижение решительных целей войны17.

Согласно открытым источникам, в настоящее время, на вооружении ВС Армении стоит всего 110 танка (из них 102 Т-72), сведенные в отдельные танковые батальоны, а в составе АО Арцаха имеется 316 танков18. С другой стороны, согласно заявлению Начальника Главного Штаба ВС Армении генерал-полковникa Микаэлa Арутюнянa, на вооружении ВС Азербайджана находится более 500 танков19, при этом Азербайджан продолжает ежегодо закупать крупных партии танков.

Поэтому совершенно очевидно, что ВС Армении нуждаются в значительном пополнении своего танкового парка.

Помимо увеличения количества танков, по нашему мнению, в составе Вооруженных Сил Армении целесообразно формирование более крупных танковых частей, так как танковые батальоны в состоянии решать только тактические задачи. Структура российского танкового полка (соответствующая танковому полку советской армии), состоящего из 3 танковых батальонов и имеющий на вооружении более 90 танков, в условиях горного рельефа, характерного для Южного Кавказа, нам представляется чрезмерно громоздкой.

В то же время, многие развитые армии стран НАТО и Израиль, имеющий большой опыт боевого применения танковых войск, в качестве основного бронетанкового соединения, давно утвердили бронетанковую бригаду(полк)20, следующего состава: два танковых батальона, один мотопехотный батальон на БМП/БТР и артиллерийский дивизион САУ (12-16 ед.). Подобная структура облегчает задачу общевойсковой интеграции для наиболее эффективного сочетания боевых возможностей отдельных родов войск, повышает мобильность и позволяет бронетанковому соединению самостоятельно решать широкий круг боевых задач.

Принимая во внимание необходимость усиления ударных возможностей Армянской Армии, особенности рельефа и мировой опыт в определении оптимальной структуры танковых войск, нам представляется целесообразным, создание в составе Армянской Армии нескольких бронетанковых бригад(полков) вышеуказанной структуры, имеющих по 60-70 танков, в составе двух танковых батальонов.

Для осуществления плана молниеносной войны против Азербайджана наступающие группировки армянских войск должны иметь в своем составе достаточное количество бронетанковых соединений для успешного решения следующих задач:

* Быстрый прорыв подготовленной обороны в составе первого эшелона наступающих войск
* Обеспечение высокого темпа наступления и осуществление маневров для выхода во фланг и тыл войск противника
* Отражение возможных контрударов противника

Определение количества бронетанковых бригад(полков), которые должны быть сформированы в составе Армянской Армии, для создания возможности осуществления Наступательного плана войны, будет зависеть от экономических возможностей Армении, дислокации азербайджанских войск, их количества и структуры.

3.Реформирование системы комплектования личного состава Армянской Армии

Армения должна максимально полно и эффективно использовать свои ограниченные людские ресурсы, чтобы компенсировать численное превосходство своих противников (реального – Азербайджана и потенциального – Турции). Армянская Армия была создана в чрезвычайной обстановке, в ходе Арцахской войны. Естественно, армянское военное командование, состоящее из бывших офицеров Советской Армии, приняло за основу советскую модель вооруженных сил. Времени на раздумья, анализ мирового опыта и поиски своей, специфически национальной модели просто не было. Однако за 12 лет перемирия, к сожалению, так и не была проведена военная реформа, которая затронула бы, в первую очередь, принципы комплектования и обучения личного состава. Ниже указываются лишь те компоненты военной реформы, которые можно осуществить за 1-2 года. Такая серьезная проблема, как подготовка офицерского состава, которая требует отдельного, более детального рассмотрения здесь не затрагивается.

Резервисты

Вооруженные Силы Азербайджана и Турции, потециальных противников 3-х миллионной Армении, имеют значительное численное превосходство над Армянской Армией. Поэтому создание хорошо подготовленного к ведению боевых действий крупного мобилизационного резерва, позволяющего в случае войны значительно увеличить численность Армянской Армии, является одним из важнейших факторов в обеспечении военной безопасности Армении.

Формирование и поддержание подобного боеспособного резерва невозможно без создания системы регулярных сборов резервистов, которые, в зависимости от категорий запаса и военно-учетных специальностей, должны привлекаться на сборы продолжительностью от 2 до 5 недель. Во время этих сборов резервисты должны будут пройти интенсивные занятия по боевой подготовке, обслуживанию и применению вооружения и военной техники и т.д.

Ключевым моментом в создании подобной системы, является обеспечение государством материальной компенсация резервистам на время их отрыва от основной деятельности. Без обеспечения материальной компенсации, одним лишь взыванием к гражданскому долгу, либо побуждением административными методами, государство никогда не удасться призвать необходимое количество резервистов на продолжительные сборы. А сборы резервистов меньшей продолжительности, как показывает мировой опыт, не могут дать необходимого результата.

В предлагаемой модели, наемный работник, призванный на сборы, должен продолжать получать свою обычную зарплату в течение всего срока службы в резерве, а Фонд Государственного страхования возвращать эту сумму работодателю. Все те граждане, которые не являются наемыми работниками, должны получать денежную компенсацию в размерах, утвержденных законодательством.

В случае утверждения на законодательном уровне обеспечения этих условий, Министерства Обороны, учитывая финансовые возможностей Государственного бюджета и потребности армии, может начать призывать на регулярные продолжительные сборы и готовить ограниченное количество резервистов.

В дальнейшем, по мере увеличения размера военного бюджета, количество призываемых на сборы резервистов будет доведено до того оптимального уровня, который будет определен на основе Военной доктрины и с учетом угроз военной безопасности, стоящих перед Арменией в конкретный период.

Сержантский состав

Коренная модернизация созданной по советской модели Армянской Армии невозможна без создания института кадровых (профессиональных) сержантов. Mировой опыт военного строительства21 свидетельствует o той важнейшей роли, которую играет профессиональный сержантский корпус для обеспечения боеспособности в современных армиях. Не случайно профессиональный сержанский корпус называют становым хребтом армии.

Осознание этой роли уже побудило ряд постсоветских стран, имеющих вооруженные силы советской модели, к созданию института профессиональных сержантов. Казахстан уже завершил формирование профессионального сержантского корпуса, а в Российской Федерации все сержанты будут переведены на контрактную систему в 2009-2012 гг22.

Скорейшее создание в Армянской Армии института профессиональных сержантов позволит решить несколько важных задач:

* За счет увеличения удельного веса профессионалов среди личного состава значительно повысится боеспособность и управляемость армии.
* Рядовой состав будет постоянно находится под контролем авторитетных сержантов, что позволит искоренить проблему неуставных отношений (“дедовщины”). А это, в свою очередь, приведет к значительному улучшению морально-психологического состояния войск.
* Значительно увеличится время на индивидуальное обучение солдат, за которое уже будет отвечать сержанты, а не офицеры.
* Резко повысится эффективность использования все более сложного в управлении и дорогостоящего вооружения и военной техники, благодаря тому, что их использование будет доверено в первую очередь именно кадровым сержантам, у которых будет достаточно времени для усвоения необходимых навыков.

По нашему мнению, создание института кадровых сержантов в Армянской Армии должна быть основана на следующих основных принципах:
* Создание в составе Вооруженных Сил иерархической структуры сержантского корпуса, от командиров взводов до главного сержанта корпуса и, наконец, главного сержанта Армии, с соответствующей системой сержантских званий.
* Организация обучения кандидатов в сержанты первичного, взводного звена на специальных курсах на базе учебной бригады, продолжидельностью до 12 месяцев.
* Обязательное прохождение сержантами, перед получением очередного сержантского звания, специальных курсов.
* Обеспечение адекватного уровня денежнего довольствия и системы льгот, для придачи привлекательности сержантской профессии. Первоначальная заработная плата сержанта устанавливается в размере не менее 90% от зарплаты лейтенанта.

Заключение

Армянская Армия добилась в прошлой войне за Арцах блестящей победы над противником. Она была достигнута в результате смелых наступательных операций и в лучших традициях воинского искусства, на основе правильного использования бойцовских качеств армянских воинов.

В то же время, сохранение оборонительной стратегии в возможной войне с Азербайджаном идет в разрез с успешным опытом прошлой войны, в случае ее применения не приведет к победе над врагом и не устранит угрозы очередной войны.

Таким образом, учитывая геостратегические ориентиры Армении, в случае новой войны с Азербайджаном, по вышеизложенным причинам, сохраняет свою актуальность известная мысль военного теоретика Карла фон Клаузевица, гласящая что: Лучшей формой обороны, является наступление.

Список сокращений
АО – Армия Обороны Арцаха
НКР–Нагорно-Карабахская Республика
ВВТ – вооружение и военная техника
ОДКБ – Организация Договора о Коллективной Безопасности
РСЗО – реактивные системы залпового огня
ТВД – театр военных действий
САУ – самоходные артиллерийские установки"
И бесплатно отряд поскакал на врага....
"Вы сейчас договоритесь до того, что еврокомпонент [американского ПРО] действительно противоиранский. А так говорят только либерал-предатели с бюджетом. А мы патриоты. Без бюджета." (из фейсбука)

a1tra
капитан
капитан
Сообщения: 13020
Зарегистрирован: 07 май 2005 20:41
Откуда: Челябинск
Контактная информация:

Сообщение a1tra » 28 ноя 2009 21:46

Занятно... а карты там не было?
И по условиям ОДКБ нам ведь придётся помочь Армении?
Последний раз редактировалось a1tra 28 ноя 2009 21:47, всего редактировалось 1 раз.
Только когда все умрут, закончится большая игра.

Аватара пользователя
sas
Главком
Главком
Сообщения: 52766
Зарегистрирован: 22 сен 2005 21:34
Контактная информация:

Сообщение sas » 28 ноя 2009 21:51

a1tra писал(а):Цитата(a1tra @ 28.11.2009, 23:46) Занятно... а карты там не было?
И по условиям ОДКБ нам ведь придётся помочь Армении?
Карты не было..Но в принципе значки можно и Гугле поставить. А вот с ОДКБ..всё довольно интересно
И бесплатно отряд поскакал на врага....
"Вы сейчас договоритесь до того, что еврокомпонент [американского ПРО] действительно противоиранский. А так говорят только либерал-предатели с бюджетом. А мы патриоты. Без бюджета." (из фейсбука)

a1tra
капитан
капитан
Сообщения: 13020
Зарегистрирован: 07 май 2005 20:41
Откуда: Челябинск
Контактная информация:

Сообщение a1tra » 28 ноя 2009 21:55

лучше бы договорились и вместе напали на Турцию :)
Только когда все умрут, закончится большая игра.

Аватара пользователя
sas
Главком
Главком
Сообщения: 52766
Зарегистрирован: 22 сен 2005 21:34
Контактная информация:

Сообщение sas » 28 ноя 2009 22:02

Боюсь ..война начнётся в этом - следующем году.
Алиев всенародно заявил, что если встреча в Мюнхене не вернёт Карабах Азербайджану, то остаётся только военный способ решения вопроса
И бесплатно отряд поскакал на врага....
"Вы сейчас договоритесь до того, что еврокомпонент [американского ПРО] действительно противоиранский. А так говорят только либерал-предатели с бюджетом. А мы патриоты. Без бюджета." (из фейсбука)

Аватара пользователя
kinhito
капитан
капитан
Сообщения: 13095
Зарегистрирован: 11 янв 2005 20:17
Откуда: Lindau, Bodensee
Контактная информация:

Сообщение kinhito » 28 ноя 2009 22:27

Алиев Хитлер всенародно заявил, что если встреча в Мюнхене не вернёт Карабах Азербайджану Судеты Германии, то остаётся только военный способ решения вопроса :lol:
Fas est ab hoste doceri

a1tra
капитан
капитан
Сообщения: 13020
Зарегистрирован: 07 май 2005 20:41
Откуда: Челябинск
Контактная информация:

Сообщение a1tra » 28 ноя 2009 22:31

Так что там с ОДКБ интересно?
Только когда все умрут, закончится большая игра.

Аватара пользователя
kinhito
капитан
капитан
Сообщения: 13095
Зарегистрирован: 11 янв 2005 20:17
Откуда: Lindau, Bodensee
Контактная информация:

Сообщение kinhito » 28 ноя 2009 22:43

А если турки с азерами действительно договорятся? У амеров с ними уже были разномнения по курдскому вопросу...а армянская диаспора, конечно - не еврейская, но определённое влияние в Америке и Франции имеет... Да уж - ось хардленда... ось единственного perpetuum mobile - войны. :(
Fas est ab hoste doceri

Аватара пользователя
sas
Главком
Главком
Сообщения: 52766
Зарегистрирован: 22 сен 2005 21:34
Контактная информация:

Сообщение sas » 29 ноя 2009 08:43

a1tra писал(а):Цитата(a1tra @ 29.11.2009, 0:31) Так что там с ОДКБ интересно?
А то что Карабах - не часть Армении. :rolleyes:
Формально - договор в силу не вступает.
И бесплатно отряд поскакал на врага....
"Вы сейчас договоритесь до того, что еврокомпонент [американского ПРО] действительно противоиранский. А так говорят только либерал-предатели с бюджетом. А мы патриоты. Без бюджета." (из фейсбука)

a1tra
капитан
капитан
Сообщения: 13020
Зарегистрирован: 07 май 2005 20:41
Откуда: Челябинск
Контактная информация:

Сообщение a1tra » 29 ноя 2009 09:12

А когда мы принимали Армению в ОДКБ, то не знали что у них с Азербайджаном есть такая неразрешенная проблема? :)

В Концепции коллективной безопасности ОДКБ записано:
При возникновении угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств - участников либо угрозы международному миру государства - участники незамедлительно приводят в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия конкретных мер для устранения возникшей угрозы.

В случае агрессии государства - участники в соответствии со статьей 4 Договора о коллективной безопасности отражают ее и принимают меры к тому, чтобы вынудить агрессора прекратить военные действия. Для достижения этого они заблаговременно определяют и планируют содержание, формы и способы совместных действий.
Эти обязательства вполне можно истолковать как обязанность поддержать Армению, если её безопасности или миру в регионе, будет угрожать другое государство.
К тому же наши политики вроде не делали в последнее время никаких заявлений касательно признания или непризнания армянского суверенитета над Нагорным Карабахом. То есть у них есть достаточно большое поле для маневра. Можно и так и так решить дело.
Последний раз редактировалось a1tra 29 ноя 2009 09:14, всего редактировалось 1 раз.
Только когда все умрут, закончится большая игра.

Ответить

Вернуться в «Россия и СНГ»