Оценка действий советского ВМФ в ВОВ

История кораблестроения и морских сражений от древних времён до 1953 г.
Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6223
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Сообщение shuricos » 17 авг 2017 08:37

Страшно раздражают приторные до спазма челюсти документальные фильмы про действия советского ВМФ в Великой Отечественной войне.

На мой взгляд, эффективность Флота была ничтожно низкой.
На Балтике и на Чёрном море наши силы были в разы больше того, что там имел противник (имея в виду то, что германский флот был почти полностью сосредоточен в Северном море и в Балтику почти не совался).
При этом завладеть этими морями не удалось, потери были огромными, предотвратить десанты противника и его отход через Керченский пролив не удалось, зато сами мы с намного большими сложностями преодолевали его.
Черноморский флот провёл пару успешных десантов, эвакуировал Севастополь, зато сам понёс очень большие потери, причём начиная с первых же дней Войны (лидер "Москва").

Немецкая флотилия торпедных катеров действовала на Чёрном море практически безнаказанно: потери в 1942 году - 1 катер, в 1943 году - 2 катера. Остальные 13 катеров были затоплены в Констанце в августе 1944, когда подошли наши сухопутные войска.

"Севастополь" ("Парижская коммуна") пять раз ходил пострелять по сухопутным силам противника в течение ноября 1941 - марта 1942, а после этого простоял в Поти и Батуми до конца Войны.
А всё потому, что боялись немецкой авиации.

Балтийский флот так крепко закрыли в Маркизовой луже, что он тоже никуда не ходил даже после того, как в сентябре 1944 Сухопутные силы освободили Эстонию.
Немцы снабжали свою окружённую группировку в Латвии, эвакуировали оттуда войска вплоть до 8 мая 1945 года, включительно.

Кто действовал активно и показал значимую эффективность - так это наши подводные лодки, торпедные катера, бронекатера, морские охотники, т.е. "москитный флот".
Да и то, так использовали, что хоть плачь: посылали ПЛ прорывать минные позиции Финского залива, зная, что шансов прорваться ничтожно мало.

Адмиралы любят большие корабли - на них адмиралам так комфортно служить!
А работать приходится "москитам" и авиации.

P.S. К морякам претензий нет - они сражались геройски как на море, так и на суше, компенсируя недостатки как сухопутного, так и морского командования.
Последний раз редактировалось shuricos 17 авг 2017 08:38, всего редактировалось 1 раз.
Всё вышесказанное - IMHO

Аватара пользователя
ABv
Главком
Главком
Сообщения: 72759
Зарегистрирован: 14 сен 2005 12:01
Откуда: Домодедово
Контактная информация:

Сообщение ABv » 17 авг 2017 09:29

:) Так тогда - когда пишем что наши силы были в разы больше - надо и авиацию и минные постановки учитывать
Стоит наша Русь - не шатается
И века простоит - не шелохнется
:)

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6223
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Сообщение shuricos » 17 авг 2017 10:53

А была ли немецкая морская авиация более многочисленной в сравнении с советской?
У меня таких данных нет.
И я бы не удивился, узнав, что авиация РККА была более многочисленной.

Вот кое-что про нас:
К началу боевых действий ВВС БФ имели 450 самолётов (411 боеготовых) и 361 экипаж, из них
111 бомбардировщиков (60 ДБ-3, 51 СБ),
214 истребителей (124 И-16, 70 И-15, 20 И-153),
115 разведчиков МБР-2
и 10 разведчиков-корректировщиков Р-5.

(В других источниках сообщается о 469 самолётах:
111 бомбардировщиков СБ и ДБ-3,
246 истребителей И-15, И-16 и И-153,
102 летающие лодки МБР-2
и несколько машин других типов).

Источник и подробности: http://www.airaces.ru/stati/morskaya-av ... ojjny.html
Состав ВВС БФ на 22 июня 1941 г.

Управление ВВС — Таллин; Ленинград (Адмиралтейство) —после 28 августа 1941 г.
8-я БАБ (Котлы): 1-й МТАП (аэродром Беззаботное, аэродром Копорье, аэродром Клопицы) 57-й БАП (аэродром Котлы, аэродром Копорье, аэродром Ратчино), 17-й ОТАО (аэродром Котлы);
10-я АБ (Таллин): 73-й БАП (аэродром Пернов), 13-й ИАП (аэродром Ханко, аэродром Керстово), 71-й ИАП (аэродром Таллин); 104-я ОИАЭ (аэродром Палдиски);
61-я ИАБ (Новый Петергоф): 5-й ИАП (аэродром Низино), 12-я ОИАЭ (аэродром Липово), 13-я ОИАЭ (аэродром Купля);
15-й ОМРАП (аэродром Гора-Валдай): 19-я МРАЭ (аэродром Гора-Валдай), 22-я МРАЭ (аэродром Вейно); 18-я МРАЭ (аэродром Ораниенбаум);
15-я ОМРАЭ (аэродром Кихельконна), 41-я ОМРАЭ (Рига), 43-я ОМРАЭ (Либава), 44-я ОМРАЭ (Таллин), 58-я ОАЭ ВУ (Пей-пия), 71 -я ОКОРАЭ (аэродром Копорье), 81 -я ОМРАЭ (аэродром Ханко), 85-я ОМРАЭ (аэродром Выборг);
1-я ЗАПАЭ (переформирована в 1-й ЗАП), 131-я ОСАЭ (с августа);
7-е ОАЗ ПВО, ОСАНАЗ, 23-е ОАЗСВ, два ОКОРАЗ;
Особый (Балтийский) транспортный отряд ГВФ (с 25 июня).
Источник и подробности: http://www.airaces.ru/stati/morskaya-av ... ojjny.html
Последний раз редактировалось shuricos 17 авг 2017 11:01, всего редактировалось 1 раз.
Всё вышесказанное - IMHO

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6223
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Сообщение shuricos » 17 авг 2017 11:09

А вот кое-что про немцев:
К началу войны против Советского Союза германское командование сосредоточило в Прибалтике силы 1-го Воздушного флота. В составе этого флота находилось специально созданное "Авиационное командование Балтийского моря" под руководством подполковника В. Вильда. Основной ударной силой соединения была 806-я бомбардировочная группа. Кроме того, Вильду подчинялись: штаб и три отряда 125-й разведывательной группы, оснащенные гидросамолетами Не-60, Не-114 и Ar-95, а также 9-й поисково-спасательный отряд на машинах Не-59. Базировались гидросамолеты в Пиллау и Фишхаузене.
Они, похоже, вообще не очень заморачивались делением авиации на морскую и сухопутную.

Вот тут http://arsenal-info.ru/b/book/2618251370/16 довольно подробно про действия немецкой морской авиации на Балтике.
Последний раз редактировалось shuricos 17 авг 2017 11:15, всего редактировалось 1 раз.
Всё вышесказанное - IMHO

Аватара пользователя
ABv
Главком
Главком
Сообщения: 72759
Зарегистрирован: 14 сен 2005 12:01
Откуда: Домодедово
Контактная информация:

Сообщение ABv » 17 авг 2017 11:11

Начнем с того - почему только морская? Тот же Кронштадт - точно только морская авиация немцев бомбила?
Стоит наша Русь - не шатается
И века простоит - не шелохнется
:)

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6223
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Сообщение shuricos » 17 авг 2017 11:16

Потому что я и советскую сухопутную авиацию не считаю.
А то там можно далеко зайти. :ninja:
Последний раз редактировалось shuricos 17 авг 2017 11:17, всего редактировалось 1 раз.
Всё вышесказанное - IMHO

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6223
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Сообщение shuricos » 17 авг 2017 11:29

Впрочем, вот что вырисовывается:
Всего во вторжении в СССР взяли участие около 4000 немецких боевых самолетов. Финляндия выставила все 307 имеющихся в ее распоряжении единиц авиатехники, Румыния – 623 из имеющихся 699, Венгрия – 48 из 269, а вскоре присоединившаяся к вторжению Италия направила на Восточный фронт 70 самолетов из имеющихся 2416. Всего на Восточном фронте в июне 1941 года оказалось около 4900 самолетов Германии и ее союзников. Но только немецкие марки по тактико-техническим данным могли конкурировать с советскими аппаратами.

В западных военных округах СССР ВВС РККА располагали в то время 7009 истребителями и бомбардировщиками да еще в дальней авиации было 1333 самолета (сборник «Боевой состав ВВС РККА на 22 июня 1941 года»). Из них новых самолетов было 2748 (Як-1 – 399 шт., Миг-3 – 1309 шт., ЛаГГ-3 – 322 шт., Пе-2 – 460 шт., Ил-2 – 249 шт. и ТБ-7 – 9 шт.) (*ЦГАСА, ф. 130, оп. 25, д 199, лл. 4—5.). Сюда не вошло большое количество парка морской авиации Северного, Балтийского и Черноморского флотов, в котором тоже были новые марки, и которые тоже вступили в бой в первые минуты вражеского нападе.


Read more: http://rolershar.ru/lyuftvaffe-i-vvs-kr ... z4q0zt5sCg
В целом получается, что у нас по количеству самолётов примерно полуторократное превосходство, а по новым самолётам полуторакратное отставание.

На Балтике в морской авиации, кстати, новых самолётов толком-то и не было: более или менее годные - И-16 и СБ. Но это в целом соответствует возможностям немецкого "Авиационного командования Балтийского моря".
Последний раз редактировалось shuricos 17 авг 2017 11:30, всего редактировалось 1 раз.
Всё вышесказанное - IMHO

Аватара пользователя
ABv
Главком
Главком
Сообщения: 72759
Зарегистрирован: 14 сен 2005 12:01
Откуда: Домодедово
Контактная информация:

Сообщение ABv » 17 авг 2017 11:37

shuricos писал(а):Цитата(shuricos @ 17.8.2017, 15:16) Потому что я и советскую сухопутную авиацию не считаю.
А то там можно далеко зайти. :ninja:
Крепостная стена Кремля при таком подходе - дает СССР абсолютное и неоспоримое преимущество. У немцев то кремлей не было....

Вопрос то не в том - винтовки с винтовками или линкоры с линкорами сравнивать. вопрос в том, как имеющиеся линкоры эффективнее использовать можно было с учетом того, что противостояли им не одни линкоры немецкие
Стоит наша Русь - не шатается
И века простоит - не шелохнется
:)

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6223
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Сообщение shuricos » 17 авг 2017 12:04

ABv писал(а):Цитата(ABv @ 17.8.2017, 14:37) вопрос в том, как имеющиеся линкоры эффективнее использовать
Где был линкор "Севастополь", когда Малую Землю в Новороссийске поливали кровью?

Где они были, когда немцы избивали десант в Керченско-Эльтигенской десантной операции?
Несмотря на общее превосходство Черноморского флота и Азовской флотилии над отдельными морскими частями Германии и Италии, базируемых в Крыму, немецкому командованию удалось обеспечить практически полную морскую блокаду Эльтигенского десанта, сосредоточив на этом участке превосходящие силы.

Немецкий надводный флот в данном районе, имеющий в своём составе в основном быстроходные десантные баржи, вооружённые двумя зенитными орудиями крупного калибра (75 мм — 88 мм) и двумя-четырьмя зенитными автоматами среднего калибра (20 мм — 37 мм), превосходил по огневой мощи и количеству группировку советских сторожевых и торпедных катеров.

Применение же крупных боевых кораблей ЧФ в узком и мелководном Керченском проливе полностью исключалось из-за минной опасности и угрозы атак с воздуха.
...
В итоге, уже начиная с 3 ноября перевозки войск, техники и боеприпасов на эльтигенский плацдарм стали непрерывно сокращаться и к 9 ноября — полностью прекратились[/quote]
Если так, то надо было высаживаться не там, где противник имеет преимущество, а там, где мы имеем преимущество - чуть южнее, где наши плавсредства могли быть прикрыты кораблями.
Но этого не сделали, потому что "корабли жалко". А на кой они вообще нужны - эти корабли, если не для этого - не для прикрытия десанта, его огневой поддержки и не для уничтожения противника?
Последний раз редактировалось shuricos 17 авг 2017 12:07, всего редактировалось 1 раз.
Всё вышесказанное - IMHO

Аватара пользователя
ABv
Главком
Главком
Сообщения: 72759
Зарегистрирован: 14 сен 2005 12:01
Откуда: Домодедово
Контактная информация:

Сообщение ABv » 17 авг 2017 12:37

Как там у американцев про "флит ин бин"? :) Пока линкор есть - его куда то :) можно послать. А если его утопят, то уже никуда не пошлешь..... Но посмотреть на его использование в десантной, скажем, операции было бы интересно....
Стоит наша Русь - не шатается
И века простоит - не шелохнется
:)

Ответить

Вернуться в «История флота»