sas писал(а): ↑15 дек 2018 13:49
Фактология.
А оценка, как Вы подметили, у всех -разная. Как и понимание "мало" и "много"
Т.е, с ОДНОЙ стороны
По итогам атак 12–13 июля было доложено о потоплении 4 эсминцев, 13 транспортов и одной баржи с танками; при этом за два дня советская авиация потеряла восемь самолётов разных типов. .
одержана выдающаяся морская победа
А с другой
Реальность была куда печальнее: немцы потеряли всего один штурмбот, а две плавучие батареи и несколько барж получили повреждения; погибло пять моряков, было ранено 27
нет.
НО
С
Вопрос конечно риторический,
- Ну почему же, просто пришли к тому с чего начали: подсчет очков в отдельных баталиях не заменяет ни каботаж (до Риги, но не далее), ни снабжение по морю группы Север, ни отсутствии угрозы с морского фланга Северо-Западному фронту. К Черному морю это тоже относится.
Для сравнения:
"Не тревожимое запертыми на Западе англичанами, каботажное судоходство было быстро восстановлено под защитой нескольких флотилий тральщиков и сторожевиков, переброшенных с родины в Норвегию, а также соединений, сформированных из найденных там судов. Уже в июле 1940 г. в норвежские порты прибыли торговые суда общим тоннажем почти в 1 млн. брт. ...
Вместе с тем, однако, надо было позаботиться о том, чтобы военные корабли и торговые суда всех классов могли пользоваться морским путем от Немецкой бухты в Северном море до испанской границы на всем его протяжении. От Ден-Хелдера и до самого Бреста английское побережье нигде не отстояло от него больше чем на 200 км, а в самом узком месте это расстояние составляло всего 32 км. Таким образом, участок протяжением в добрую тысячу километров был открыт для атак легких английских сил, начиная с торпедных катеров...
Поэтому из всех найденных в этом районе плавучих средств — от рыболовных траулеров до 15-т суденышек, на которых баски ловили омаров, — были сформированы 8 флотилий (250 судов), каждая из которых была прикреплена к соответствующему участку побережья и расположенным на нем портам. Они образовали стационарное охранение, которое было дополнено мобильным, в составе «старых» флотилий тральщиков, сторожевиков и охотников за подводными лодками.
Эта структура позволила при наличии сравнительно небольшого числа кораблей постоянно
держать под контролем весь путь, а в случае надобности быстро перемещать центр тяжести на тот или иной его участок..." (Руге, Война на море)
Т.е. для снабжения Рейха рудой, для снабжения военно-морских баз и оккупационных войск, немцы уже в 40-м водили конвои и вдоль
побережья Норвегии, и по Ла-Маншу (???) и вдоль атлантического побережья Франции - пока грозный английский флот собирался "набирать очки"... потом.
НО
С
Вопрос конечно риторический,
P.S.
В приведенном опусе упоминается бой двух наших эсминцев, вышедших для постановки мин, с немецкими шнельботами - и представленный как явная беспомощность советского флота в море. Вот аналогичный бой, 9мая 40-го года, между крейсером "Бирмингем" и семи (???) эсминцами англичан с четырьмя "шнельботами" (S-30... S-33) у пролива Скагеррак:
"Жаркий бой длился несколько часов подряд. Наконец, в 23.33 торпеда, выпущенная с S-31, которым командовал обер-лейтенант Опденгоф, попала во флагманский корабль 5-й флотилии британских эскадренных миноносцев «Келли». В результате взрыва оказались затоплены оба котельных отделения, корабль полностью лишился хода и сильно накренился. И все же эсминец удалось спасти, на четвертые сутки буксировки он достиг Тайнской судоверфи.
Упорное сопротивление немцев заставило англичан отказаться от продолжения рейда и лечь на обратный курс. В ходе боя один из эсминцев таранил и нанес тяжелые повреждения S-33. Лишь отход противника спас катер, уже подготовленный к затоплению"
Повторюсь: крейсер и 7(семь) эсминцев. Это насчет "очков".
И еще, насчет незначительности немецких "москитных сил" на Балтике:
"Подводя итог первому этапу боев в Ла-Манше, необходимо отметить ... бесспорные достижения «шнелльботов» (за год ими были потоплены 5 эсминцев, 4 военных траулера, 37 транспортов, повреждены 1 эсминец и 8 транспортов, ценой потери всего лишь 4 катеров; это больше, чем успехи всех легких крейсеров, эсминцев и миноносцев кригсмарине за всю войну)...
Летом 1941 года, после ухода большей части немецких катеров на Балтику, в Ла-Манше
наступило затишье. Здесь оставалась лишь одна 4-я флотилия «шнелльботов»."